Надругательство над трупом, причем родного отца, и все из мерзейшей корысти и властолюбия; а затем последующая неожиданная развязка благодаря справедливому решению суда. В европейском искусстве.
В европейских средневековых миниатюрах, гравюрах и даже в живописи иногда встречается любопытный сюжет. Изображено дерево, на котором висит труп. Два молодых человека стреляют в него из лука, третий юноша отказывается это дело, а еще рядом сидит король. Что тут происходит, что за трагическая история тут скрывается?
На самом деле она никакая не трагическая, а выдуманная целиком из головы и весьма назидательная. Помните, в Ветхом Завете была история: к царю Соломону привели двух женщин, одного живого младенца и одного мертвого. Надо было разобраться, кто чья мать, потому что обе предъявляли на живого. И тогда Соломон озвучил одно из своих фирменных "соломоновых решений": разрубите живого ребенка пополам, и отдайте каждой из теток по половине.
Проявил, короче, глубокое знание человеческой психологии. Потому что фальшивая мать мстительно согласилась с таким "справедливым" дележом, а настоящая, чтобы спасти жизнь своей кровинушке, заявила: "ок, признаю, это не мой ребенок, отдайте его ей целиком, главное только, чтоб живым".
Вот и наша история про живую (вернее, сильно мертвую) мишень -- она из той же оперы.
Происходит она тоже из еврейского фольклора, только рангом пониже -- из Талмуда. В средневековой Европе она стала весьма популярной и обросла жестокими деталями, которых не было в исходном варианте.
Итак, легенда (самая популярная версия которой находится в сборнике Gesta Romanorum), примерно звучит так. Жил-был король, и было у него три сына. А потом он умер, а завещание оказалось странным: мол, привяжите мое мертвое тело к дереву и устройте соревнование -- кто метче всех стреляет, кто в сердце ближе всех попадет. Пусть судьи рассудят, а победитель унаследует мой престол.
В судьи позвали соседа, царя Соломона (в некоторых версиях он, впрочем, остается безымянным).
И действительно, устроили этот аттракцион, где три принца натянули свои луки, навострили стрелы, и начали соревноваться, кто метче всех попадет в труп покойного папы-короля.
Но при этом напомню то, что вы наверняка забыли (ибо кого сегодня, в наш ультрасовременный век, такая дремучая чепуха волнует). Напомню, что "Почитай отца своего" является одной из 10 заповедей, а конкретно пятой...
Посмотрел судья на все это соревнование, пригорюнился, наверно, о своих сыновьях от многолюдного гарема задумался. А тут на спортивной площадке случилась заминка: третий сын заявил, что он добровольно выходит из соревнования и отказывается принимать участие в этом конкурсе. Два других брата обрадовались -- одним конкурентом меньше, и позвали судью быстренько изучить подвешенный труп: кто из них оказался метче?
А судья взял и заявил внезапно: победителем соревнования я объявляю того из принцев, кто отказался стрелять! Потому что лишь он проявил сыновнюю почтительность, не повелся и не стал оскорблять тело отца. Этот принц и получит корону!
Вот другим братьям обидно стало, представляете...
Христианские моралисты толковали эту средневековую сказку, как конфликт между жадностью и сыновним почтением (благочестием, потому что почтение к отцу является аллегорией почтения к Богу).
Кстати, вам не кажется теперь, по прочтении этой истории, что в нашей сказке про Царевну-лягушку, где три сына по приказу отца-царя берут стрелы и отправляются стрелять, изначально могла выглядеть как-то иначе, пожестче?
Не забываем покупать мою бумажную книгу "Омерзительное искусство", про всякую гадость на картинах о греческой мифологии. ОЗОН
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.