Найти тему
Справочник кинопижона

Двигаясь вперед, иногда я видел краткие проблески красоты

23 января в возрасте 96 лет скончался Йонас Мекас, "крестный отец американского киноавангарда", человек которым восхищались Мартин Скорсезе и Джим Джармуш, фигура равновеликая Энди Уорхолу и Аллену Гинзбергу. Конечно надо было бы сделать полноценный некролог, но подумалось, что и так многовато на канале некрологов, поэтому лучше стоит сказать пару слов про опус магнум Мекаса - фильм "Двигаясь вперед, иногда я видел краткие проблески красоты".

Мекас был не только кинематографистом, но и достаточно талантливым организатором. Именно он основал "Кооператив кинематографистов", благодаря которому и стало возможно появление Нью-Йоркского авангарда 60-х. Поскольку организационная работа отнимала немало времени, да и на жизнь надо было как-то параллельно зарабатывать (например, поработать оператором уорхоловской Empire), времени на создание собственного кино не оставалось. Но потребность снимать никуда не делась, поэтому пришлось Мекасу брать в руки 8-милимметровую камеру и снимать все подряд. Так появился жанр "кинодневников".

Кстати, еще одно подтверждение присказки: "голь на выдумки хитра". Это не единственный случай в истории кино, когда ограниченность ресурсов приводила к появлению чего-то нового и интересного. Неизвестно, как бы повернулась история будь у Мекаса деньги и время на съемки "традиционного кино".
В гостях у Стэна Брэкиджа, если не ошибаюсь.
В гостях у Стэна Брэкиджа, если не ошибаюсь.

На протяжение всех 60-х и 70-х Мекас практически не расставался с камерой, снимая все, что попадалось в объектив, включая своих друзей, среди которых были те же Гинзберг и Джон Леннон с Йоко Оно, периодически он собирал снятое и монтировал из получившегося фильмы. Фильмографию Мекаса бедной назвать не получится, но главную свою работу он закончил только в 2000 году. "Двигаясь вперед, иногда я видел краткие проблески красоты" - это 6 часов архивных материалов человека, который искал и, что самое интересное, находил красоту там, где её бы вряд ли кто-то стал бы искать. Кино получилось подчеркнуто простым: зернистая пленка, сцены из жизни Мекаса и его друзей, местами напоминающие семейный видеальбом, на фоне которых скрипучий голос Мекаса (а говорил по-английски он с чудовищным акцентом) излагает какие-то банальности. С другой стороны, банальности эти того же рода, что и в знаменитом "Вопле" Гинзберга. Только камера Мекаса фиксирует "светлую" сторону Нью-йоркской арт-тусовки. В отличие от большинства коллег, предпочитавших видеть и запечатлевать на пленке смерть и разложения (они и продаются лучше), Мекас красоту таки находил и фиксировал. Из оставшихся в живых авангардистов таким умением может похвастаться разве что Джеймс Беннинг.