Примерно тридцать лет назад была изобретена Всемирная паутина, которой сейчас пользуются более 4 миллиардов человек по всему миру. Ее создатель Тим Бернерс-Ли порой ужасается тому, во что превратилось его творение, поскольку современный интернет сильно отличается от своей оригинальной модели. Какой паутина была задумана изначально, где мы свернули не туда и что со всем этим предлагает сделать старина Тим?
В свои 63 года Тим Бернерс-Ли создатель World Wide Web имеет жизнь, разделенную на две части — до и после создания интернета. Первая часть ознаменована тем, что он учился в оксфордском Королевском колледже, работал в Европейской организации ядерных исследований, а также придумал то, что потом и стало всемирной паутиной. Изначально основной задачей интернета была возможность ученых обмениваться данными между собой, однако Бернерс-Ли немного изменил идею и сделал интернет открытой и демократической платформой, которой может воспользоваться каждый. После это жизнь Тима бесповоротно изменилась.
Вместо небольшого сообщества ученых интернет постепенно стал охватывать все больше и больше людей, а к настоящему моменту вобрал в себя около половины человечества. Причем Бернерс-Ли за все время существования интернета не получал с него никакой прибыли, а также большую часть своей жизни потратил на защиту своего детища.
Эти 30 лет создатель Всемирной сети провел в работе и размышлениях о том, как не позволить интернету попасть в неправильные руки.
В настоящее время многие ключевые события касаются интернета и свободы в нем: вмешательство в президентские выборы 2016 года в США, проведение психологических экспериментов с аудиторией и утечка данных в Facebook, слежка Google и Amazon за своими пользователями, а также печальная картина в России — посадки за посты в социальных сетях и попытки российских властей ограничить свободу слова в виртуальном пространстве. Все эти явления говорят о том, что интернет утратил свой изначальный принцип работы, а именно равноправия и общего доступа к информации.
Это заметил и Тим Бернерс-Ли. Он считает, что главная идея интернета была перевернута с ног на голову и порой даже сожалеет о своем изобретении. Все права и свободы человека перешли в руки крупных компаний равнодушным подписанием лицензионных соглашений. Facebook, Google и Amazon теперь монополизируют почти все, что происходит в Интернете, от наших покупок до новостей, которые мы читаем. Наряду с несколькими мощными правительственными агентствами они способны контролировать, манипулировать и шпионить за любым из своих пользователей. И поэтому сейчас Бернерс-Ли предлагает свое решение этой проблемы, а именно создание децентрализованного интернета.
Сейчас Бернерс-Ли работает над своим новым проектом Inrupt на базе Solid. Основная задумка этого проекта — создание платформы для хранения и обмена данными в децентрализованном интернете. Иначе говоря, вместо контролируемых крупными компаниями облачных сервисов и различных сетевых хранилищ, предоставляемых пользователям на платной основе, эта платформа позволит пользователям интернета самим определять, когда и какие данные можно размещать в открытом доступе и нужно ли это вообще делать.
Пока у Бернерса-Ли есть немногое: он продемонстрировал первый рабочий прототип приложения. Он похож на комбинацию облачных сервисов с технологией мессенджеров с простым дизайном. Отличие от того же Google Drive у Inrupt в том, что вся информация создается исключительно в рамках этой платформы и хранится только в одной защищенной от всего ячейке. Сам создатель интернета сравнивает Solid Pod c защищенной флешкой, доступ к которой ее владелец может получить практически везде.
Вместе с этим Бернерс-Ли работает и над собственным голосовым помощником Charlie — аналогом голосовых помощников в умных колонках. Принципиальное отличие модели Тима заключается в том, что данные, полученные его колонкой не уйдут дальше вашей персональной ячейки. И пока Alexa, Google Assistant и «Яндекс.Станция» неуклонно докладывают о всех ваших шагах своим создателям, этой колонке можно будет доверить самое сокровенное.
Бернерс-Ли к своей идее относится с большим энтузиазмом и постоянно работает над ней. Однако пока у проекта мало спонсоров, что сопряжено со страхом противостоять транснациональным корпорациям и с очевидной дороговизной проекта. Для размещения данных всех пользователей, а также их безопасного хранения может не хватить денег даже у самых больших компаний. Тем более что сам проект окупиться и начнет приносить прибыль не скоро.
Но у идеи децентрализованного интернета все еще много сторонников. В Германии один программист создал свой децентрализованный Twitter под названием Mastadon, во Франции группа молодых специалистов разработала PeerTube в качестве альтернативы YouTube, а Эми Гай, кодер из Шотландии, придумал платформу для подключения децентрализованных сайтов к сети.
Однако как будут сочетаться нынешнее внедрение интерната во все сферы общественной жизни и децентрализованная сеть пока неясно. Вполне возможно, что решение окажется на стыке этих двух тенденций. Под надзором самого общества должно измениться отношение корпораций и государств к конфиденциальным данным пользователей интернета, иначе все усилия по спасению сети будут напрасными.