Найти в Дзене
LavStar

Запрещенная музыка в СССР. Как мы требовали перемен?

Оглавление

Как заканчивалась Советская Эстрада и почему она так и не скончалась?

Сейчас довольно сложно представить, что нам запретят слушать какое-либо направление в музыке или определенную рок-группу. А была ли цензура в СССР на самом деле или все утрировано? Сегодня и разберемся в рубрике "История российского шоу-бизнеса". Первую часть рубрики про то, как своими скандалами Пугачева проложило дорогу от Советской эстрады до шоу-бизнеса ЧИТАЙТЕ ТУТ ссылка.

Что значит "запрещенная музыка"?

Те артисты, которые попадали в "черный список" не могли выступать в публичных местах, их нельзя было транслировать по ТВ и радио. Плюс к тому, что в разгар 80-х в стране было модно делать дискотеки, их проводили часто, то и на дискотеках запрещенных артистов "крутить" не разрешалось. По сути, артист оказывался в мышеловке, им объявлялся полный байкот.

Вообще первые "черные списки" в СССР появились примерно в 83-84 гг. До этого действительно запрещенных списков артистов не было. Были рекомендованные исполнители и не рекомендованные.

Советская власть всегда чрезвычайно серьезно относилась к чистоте нравов своего народа. Точнее к влиянию творчества на людей, фильмов, литературы, музыки. Было много надзорных органов, которые следили, чтобы люди не связывались с запрещенной музыкой.

Кого нам предлагала слушать власть?

Да вся Советская эстрада была разрешенной. Артистами эстрады называли исполнителей традиционной поп-музыки, материал для которых писали профессиональные композиторы и поэты. В песнях ставка делалась больше на вокал исполнителя и смысл текста. Стихи писали про про партию, про Родину, про товарищей. Это одобряла власть.

К таким артистам относились: Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина, София Ротару, Лев Лещенко, Людмила Зыкина и др.

Иосиф Кобзон и Людмила Гурченко
Иосиф Кобзон и Людмила Гурченко

Власть то одобряла, а народ... Да даже обсуждать это между собой в контексте "плохо" было зазорным. Смотреть всякие сборные концерты эстрады было "дурным вкусом". По крайней мере так считала молодежь, уверенная что все ЭТО вообще не должно существовать.

Но чему-то другому существовать власть вряд ли бы позволила. До 87 года без цензуры не игралась ни одна нота на Советской сцене. ХудСовет при Министерстве страны включал в себя самых именитых композиторов страны, так что молодому автору, казалось, не пробить эту стенку.

На грани...

Слишком официозные песни на концертах разбавлялись странными, но это уже ближе к 87 году. "Странными" исполнителями, которых вроде и приписывали к Эстраде, но все же, относились настороженно были Игорь Корнелюк, Игорь Скляр, Александр Барыкин, Валерий Леонтьев, да и, пожалуй, сама Алла Пугачева.

Странными они казались из-за своего "неправильного" материала. Когда все поют про Родину и товарищей, Корнелюк вдруг прыгает на сцене с черными макаронами на голове под абсолютно бессмысленную песню про трамвайный билет ("Билет на балет"). Игорь Скляр в белых кедах вызывает танцевать дамочек из зала под несуразную песенку про Комарово, куда тот планирует уехать глядеть на балтийскую волну.

-3

Александр Барыкин, был похоже единственный, кто своей странностью
осознанно протестовал против официоза. Так и не став популярным рокером (его группу "Карнавал" всякий раз запрещали и закрывали), Барыкин то ли пародировал тогдашнюю попсу, то ли все же "нарывался" опять ( песня "Программа телепередач"). Но, выпустив в 88 году песню "Букет" эстрада распахнула перед Барыкиным дверь, перестав называть его нескладным рокером.

Тяжелее всего пришлось Валерию Леонтьеву. Только к 87 году его перестали вырезать из эфиров Центрального телевидения. Ранее Мастодонты телеэфира придирались к его внешнему облику вплоть до формы носа. Только, кажется, теперь смирились с его прической, перестав называть его "Пугачевой в юбке". Его песни "Ярмарки краски", "Дельтаплан", "Зеленый свет" дали Леонтьеву славу некоего юродивого, местного сумасшедшего. Зачем же таких звать на телевидение...

-4
-5

Алла Пугачева была чуть ли не единственной на эстраде, кто отвечал и за вульгарность, и за вкус. Как бы не смущало начальство ее нравы, поведения и внешний вид, когда речь заходила о международных конкурсах, отправляли, конечно, ее. Она была лицом Советской эстрады, глядя на нее, зарубежные артисты понимали, что даже в закрытой стране можно ТАК раскрепоститься.

Черный список артистов

Эти коллективы созданы стихийно, многие уклоняются от регистрации и аттестации, некоторые их участники - от общественно-трудовой деятельности, пренебрегают правилами социалистического общежития. Слепо подражая западной моде, их участники нередко появляются перед зрителем в неопрятном виде, небрежно и вызывающе одетыми, ведут себя на сцене развязно, аморально. Их музыка характеризуется нарочитым примитивизмом, формированием звука и шумовыми эффектами, многие тексты - отсутствием серьезных мыслей и целей, чувств, откровенной пошлостью и вульгарностью, а порой и аполитичностью".
Запрещенные зарубежные артисты
Запрещенные зарубежные артисты
Тина Тернер - пропагандистка секса
Тина Тернер - пропагандистка секса
Хулио Иглесиас - неофашизм
Хулио Иглесиас - неофашизм

Несмотря на то, что власти пытались защитить советский народ от тлетворного влияния западных музыкантов, все равно, наши ВИА и рок-группы (шпионы и диверсанты) росли как грибы под дождем.

Среди директоров дискотек в те времена ходил вот такой документ, в котором был обозначен перечень ВИА и рок-групп, в творчестве которых допускаются искажения советской действительности.

Запрещенные советские группы
Запрещенные советские группы

Продолжение следует...

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующий выпуск "Истории российского шоу-бизнеса"!