В Армении завершается формирование правительства, правда, весьма условно, так как назначены далеко не все министры. Впрочем, поскольку 2/3 министров получили посты еще к 18 января, то, согласно Основному закону страны, правительство считается сформированным. Вакантными остались места глав министерств сельского хозяйства, энергетических инфраструктур и природных ресурсов, культуры, спорта и по делам молодежи, диаспоры.
Свои посты сохранили оба вице-премьера – Тигран Авинян и Мгер Григорян. Пост первого вице-премьера предполагается упразднить, т.к. считается, что он был введен специально для того, чтобы «не загружать» работой перекраивавшего под себя конституционную систему Сержа Саргсяна. Из 12 уже назначенных министров 11 сохранили свои посты, которые они занимали в составе предыдущего «временного» кабинета. В том числе главы внешнеполитического ведомства (Зограб Мнацаканян) и министр обороны (Давид Тоноян).
По мнению премьер-министра Никола Пашиняна, процедуры в системе госуправления должны быть максимально прозрачными и сведены к минимуму: «Согласно международным стандартам, в системе госуправления принято на 9-11 сотрудников иметь одного руководителя, у нас это соотношение приблизительно один к трем. У нас действуют отделы в министерствах, где есть руководители и их заместители, но нет сотрудников». Сокращения затронут в первую очередь руководящий состав, уменьшится число заместителей министров.
«Важнейшей задачей процесса оптимизации является обеспечение приличных зарплат для сотрудников госсектора. Если у нас 18 тысяч сотрудников и мы хотим поднять всем зарплаты, то должны использовать огромный капитал, зная, что не нуждаемся в таком числе сотрудников», – считает Н. Пашинян.
Также он призывает не рассматривать систему госуправления как обеспечивающую рабочие места, так как в результате этого страна может оказаться в кризисе. Уже есть министерства, где за счет частичной оптимизации размер зарплат уже повышен. «Этот процесс имеет также функциональное значение. В системе госуправления не должно быть дублирования. Так, дорогами в нашей стране занимается и министерство транспорта, связи и информационных технологий, и министерство территориального управления и развития. И таких примеров много», – сказал Пашинян. Он также считает целесообразным объединение министерств экономики и сельского хозяйства, а также, ссылаясь на опыт ряда европейских стран, министерств культуры и образования.
Наибольший и достаточно болезненный резонанс вызвал вопрос расформирования министерства диаспоры. В итоге Пашинян анонсировал, что костяк нынешнего министерства диаспоры войдет в состав аппарата правительства, видимо, в качестве департамента во главе с опытным дипломатом.
В парламенте Армении будет сформировано 11 комиссий вместо прежних девяти. Восемь из них контролируются пашиняновским блоком «Мой шаг», две комиссии возглавили представители «Процветающей Армении» и одну, но очень важную – по финансово-кредитным и бюджетным вопросам – «Светлой Армении». Таким образом, вместо поста вице-спикера от оппозиции, которую очень хотела получить «Светлая Армения», ей досталась одна из ключевых комиссий, через которую можно оказывать определенное влияние на формирование бюджета и контроль над его исполнением.
Отметим также, что в парламенте впервые сформирована комиссия по региональным вопросам и вопросам евразийской интеграции, которую возглавил бывший вице-спикер парламента, экономист Микаел Мелкумян («Процветающая Армения»). Есть и комиссия по евроинтеграции, которую возглавил бывший пресс-секретарь премьер-министра Арман Егоян.
Наблюдатели отмечают, что новые власти вышли из зоны «комфорта», в которой они находилась после «бархатной революции». До 9 февраля правительство должно представить на утверждение парламента свою программу, её возможное содержание активно обсуждается в СМИ. Не исключено, одним из ее существенных элементов будет упомянутая выше оптимизация и сокращение государственного аппарата. Другим ключевым пунктом программы должно стать положение о привлечении инвестиций, которые являются своеобразной «кровью экономики» и пока что находятся практически «на нуле». Скорее всего, ожидаются налоговые реформы, призванные подстегнуть развитие малого и среднего бизнеса и привлечь интерес иностранных партнёров.
Так что вовсе не случайно до представления программы правительства Никол Пашинян и президент Армен Саркисян поучаствовали в глобальных экономических форумах, где с большой вероятностью обсуждались перспективные инвестиционные проекты. Президент А. Саркисян побывал на проходящем в столице ОАЭ форуме «Неделя устойчивости Абу-Даби». Там он выступил в качестве главного докладчика и провёл несколько встреч с представителями правящей и бизнес-элиты Эмиратов, а также местной армянской общины. Ожидается и ответный визит в Армению эмира Шарджи Шейха доктора Султана бин Мухаммада аль-Касими.
Что касается Н. Пашиняна, то он поехал в Давос на международный экономический форум. Незадолго перед этим он опубликовал на сайте данной структуры статью со следующими основными тезисами:
– демократические изменения в Армении не вызвали каких-либо тектонических сдвигов во внешней политике. Ереван остается верным своим международным обязательствам и внешнеполитическим партнерам;
– Армения может стать более ценным вкладчиком в военно-политические и экономические союзы, в которых она участвует;
– активная борьба с коррупцией, ликвидация монополий, создание равных условий для всех участников экономической и политической жизни, ликвидация нищеты и независимая судебная система являются одними из приоритетов правительства;
– совершенствуется нормативно-правовая база, устраняются торговые барьеры;
– модернизируется инфраструктура, повышается конкурентоспособность армянских товаров и делаются шаги к привлечению прямых иностранных инвестиций;
– Армения играет важную роль в качестве связующего звена между ЕАЭС и ЕС, создавая многочисленные возможности для западных компаний по ведению бизнеса в рамках ЕАЭС, используя знания и навыки армян, хорошо знакомых с этим рынком и его правилами;
– Армения находится «на пути к созданию действительно технологичной и индустриальной экономики в соответствии со стандартами XXI века с еще более широкими возможностями и перспективами для позиционирования Армении как страны, производящей дорогостоящие и наукоемкие товары и услуги, в основе которых лежит творческий человеческий капитал».
Перед посещением Давоса Пашинян провел в Цюрихе встречу с группой предпринимателей во главе с председателем Торговой палаты Швейцария–Армения Майком Бароняном, а также с делегацией предпринимателей, возглавляемой председателем компании «Франк Мюллер», известным швейцарским предпринимателем армянского происхождения Варданом Срмакешем. Обсуждались возможности и перспективы инвестиционных программ в сфере сельского хозяйства, строительства, банковской системы и других
После встреч в Давосе Пашинян прибыл в Москву для участия в официальной церемонии передачи председательства в ЕАЭС от России Армении. По его словам, «одним из ключевых интеграционных направлений ЕАЭС является энергетическая отрасль, как основа создания равных и недискриминационных условий конкуренции в отраслях экономики Союза». Следует, по его мнению, активно работать над формированием общего рынка нефти, нефтепродуктов, газа, электроэнергетики, решать вопросы, связанные с ценообразованием на недискриминационной основе, включая транзит энергетических ресурсов на пространстве Союза. Наконец, «необходимо приложить усилия для развития и диверсификации евразийской транспортной инфраструктуры, которая станет стимулом для роста товарооборота внутри Союза и экспорта товаров на внешние рынки, а также для развития транспортных коридоров».
После Москвы Пашинян отправляется с официальным визитом в Берлин, где поговорит с Ангелой Меркель, побывавшей осенью в Ереване с официальным визитом. Важным элементом этого визита станет получение армянской доли «пирога» – около 13 млрд. евро на реализацию ряда масштабных инфраструктурных проектов в шести странах, участвующих в программе «Восточное партнерство». Соответствующая десятилетняя программа инициирована Европейским союзом и Всемирным банком. Предполагается, что доля Армении в этой программе составит около 700 млн. евро, которые пойдут на реализацию инфраструктурных проектов, по большей части связанных с транспортным коридором Север-Юг.
В частности, на строительство участка от Арташата до Агарака будет выделено 450 млн. евро; на реконструкцию участка Гюмри – Бавра будет выделен 41 млн. евро и ещё 7,5 млн. евро – на ремонт автомагистрали Ереван – Ванадзор. Кроме того, ЕС и ВБ планируют выделить около 15 млн. евро на модернизацию пограничного пункта Мегри и ещё около 6 млн. евро на строительство «Моста дружбы» в Садахло, соединяющего Грузию и Армению.
Кроме того, на заседании 17 января правительство Армении одобрило прямой договор с Armpower и итальянской RENCO в рамках соглашения о строительстве нового энергоблока парогазового цикла (новая Ереванская ТЭЦ) стоимостью 250 млн. долл. Программа строительства должна быть реализована в течение 26 месяцев с созданием дополнительных энергетических мощностей в 250 МВт. С применением современных систем станет возможным производство электроэнергии с низкой себестоимостью в 27,4 драма за 1 кВт/ч. Программу будет осуществлять компания Siemens в сотрудничестве с международными финансовыми структурами.
В правительстве осознают, что полученный избирательный блоком «Мой шаг» кредит общественного доверия не вечен. Понятно, что накопившиеся за долгие годы проблемы не могут быть решены в кратчайшие сроки, но и ожидать их решения бесконечно долго население не намерено. Поэтому вопрос привлечения инвестиций и открытия новых (и желательно высокооплачиваемых) рабочих мест, наряду с вопросами безопасности, будет являться центральным для правительства Пашиняна. Если не забывать о традиционной политике западных стран и международных финансовых организаций, использующих кредитные ресурсы в целях изменения геополитического вектора «восточных партнёров», членство страны в ЕАЭС и тесные партнёрские связи с Россией сложно переоценить.