Найти тему
Ставгород

Губернатор Ставрополья: откровенно и без политики

Оглавление

Глава Ставропольского края Владимир Владимиров провёл первую в 2019 году пресс-конференцию для представителей районных, краевых и федеральных СМИ.

Вопросы журналистов и ответы губернатора проанализировал политтехнолог Константин Труфанов.

Ежегодная пресс-конференция Владимира Владимирова ко Дню печати в год губернаторских выборов привлекла особое внимание экспертов. От главы региона ждали, что он озвучит программные заявления на второй срок. Константин Труфанов отметил информационную открытость Владимирова, но не нашёл в его словах политического подтекста.

— За неполных два месяца это второе крупное медийное событие с участием губернатора Ставрополья. Что это может значить?

Уровень открытости краевых властей в целом повышается. Сначала внимание привлекла декабрьская пресс-конференция в ТАСС, дальше была «прямая линия» с жителями, сейчас — общение с местной прессой. Губернатору есть что сказать о проделанной работе, и этой возможностью стоит пользоваться — как в выборный год, так и в любой другой.

-2

— Замечаете ли вы изменения в публичной риторике Владимирова?

— В связи с приближающимися выборами? Да, в ТАСС был явно внеплановый вопрос о выдвижении. Но я бы скорее отметил масштаб затрагиваемых проблем, и, в основном, вне политики. На «прямой линии» спрашивали о подтопленцах, постоянно поднимается вопрос о мусорной реформе. Возможно, по некоторым вопросам Владимиров принимает решение на месте. Сделать это ему позволяет владение ситуацией и данными о реальном положении дел.

Часто он обращается к собственному опыту. Губернатор рассказал, что иногда платит автомобильные штрафы, но понимает, что эти средства — источник пополнения дорожного фонда. Подтвердил, что водит в детский сад ребёнка и группа переполнена. Согласился, что так быть не должно.

Один из вопросов на пресс-конференции был ему задан напрямую, как отцу: «Ходит ли ваш сын в кукольный театр?». Необычный способ поднять проблему выбрал журналист, и меня это заинтересовало.

Выяснилось, что проблема с кукольным театром началась ещё лет 10 назад. Культурное учреждение то открывается, то закрывается, то переезжает. Владимиров ответил, что театр скоро возобновит полноценную работу.

Во время пресс-конференции губернатор был спокоен и раскован. Шутил и вспоминал народные мудрости.

Иногда на пороге судьбоносных решений региональных глав настигает нервозность. Во Владимирове этого не было, он словно поймал кураж.

-3

— Можно ли по итогам общения губернатора с прессой выделить основные проблемные точки Ставропольского края?

— Они заметны, но во многом перекликаются с ситуацией в других регионах: дороги, мусорная реформа, незаконная разработка карьеров. Из частностей — защита от паводков, очень актуальная тема для региона, который пережил наводнение в 2002-м и ещё более разрушительное — в 2017-м (когда Владимиров уже руководил краем). На мой взгляд, ставропольские власти действительно активно решают вопрос защиты от паводков.

Отдельная когорта вопросов — про Кавминводы. И в этот раз подняли уже казалось бы забытую тему: «закон о статусе КМВ». Насколько я могу судить, это не обсуждалось ни в регионе, ни на федеральном уровне. А оказалось, что есть вполне конкретный запрос — будет закон или нет?

В целом есть ощущение, что губернатор отпустил в информационном плане некие «вожжи». Целью может быть как повышение открытости, так и попытка понять, что важно для людей.

Владимирову важно, что в федеральных СМИ упоминаемость края выросла, причём в положительном ключе. Регион перестали ассоциировать с «происшествиями, терактами, бандитами». Это много значит, в том числе для инвестиционной привлекательности края.

— От губернатора ждали политических заявлений, а обсуждались социальные и экономические вопросы. Как думаете, почему?

— Вопрос о выборах всё же задали. От прямого ответа Владимиров плавно ушёл, сославшись на то, что ещё есть время для принятия решения. Действительно, до дня голосования ещё девять месяцев, и мало кто из региональных руководителей может так «загодя» уверенно говорить о планах выдвигаться. Дав утвердительный ответ глава региона в таком случае одновременно становится объектом критики для жителей (как обычно случается с каждым) и мишенью для политических оппонентов. Хотя губернатор и не отрицает, что у него есть планы работы на 5-6 лет вперёд. Это разумно, и не является поводом для интриг: плох тот глава региона, у которого нет планов на будущее.

Владимиров следует наилучшей стратегии на долгой предвыборной дистанции: рассказывает об успехах региона. Но когда его попросили подвести итоги за пять лет, он ответил, что отчитывается каждый год, и к политике это отношения не имеет.

-4

Губернатор подчёркивает, что работает в ежедневном режиме, и на выборах не сосредоточен. Эта позиция не даёт ответа на главный политических вопрос для Ставрополья: всё же Владимиров или не Владимиров. Но, насколько возможно спрогнозировать с сегодняшних позиций, я рискну предположить, что всё же Владимиров.

— От журналистов прозвучал непростой вопрос про повышение зарплат. Что ответил губернатор?

— Как любой руководитель дотационного субъекта, он вряд ли может существенно влиять на динамику заработных плат. Напомню, раньше Ставрополье относился к «красному поясу», и риторика у людей была соответствующая: государство должно обеспечить, поднять и выдать. Да, с позиции социальных гарантий это правильно. И Владимиров мог бы подхватить эту тему с заявлениями вроде «Да, повысим, и в бюджет заложим». Но такой ответ люди бы не приняли, ведь в нём — ничего нового.

Владимиров сделал упор на необходимость роста инвестиционной привлекательности территории. Придёт инвестор — будут рабочие места и налоги.

-5

Очевидно, что власти региона стремятся мыслить в экономической парадигме, и это отражается на решениях.

При этом поддержка предпринимателей не отменяет социальных гарантий. В частности, 2018 году правительство края выделило миллиард рублей, чтобы максимально закрыть очередь за субсидиями на покупку жилья для молодых семей. Деньги выделяют даже на тех, кто выбыл из программы по возрасту. Это только малая часть. А ещё — зарплаты, субсидии, выплаты людям, которые составляют значимую часть бюджета.

— К чему может привести такая политика?

Если Ставрополью удастся прочно встать на прагматичные экономические рельсы, он безвозвратно перестанет быть «красным». Зато разовьётся предпринимательство, подкреплённое субсидиями, инвестициями, возможностями технопарков и территорий опережающего развития.

Владимиров действительно не стесняется ставить перед регионом и его властями амбициозные задачи. Он напомнил, что и Олимпиаду не сразу все получали (видимо, намекнул на опыт соседнего Краснодарского края).

Ставрополье уже получило российскую Студвесну, а в 2019-м будет принимать международную. Губернатор сказал, что в дальнейшем региону было бы интересно провести саммит ШОС и БРИКС.

-6

Такое заявление можно списать на риторику предвыборного года. Но на мой взгляд, у Ставрополья и его властей должна быть хорошая мечта.

— Сегодня социологи фиксируют в российском обществе важную тенденцию — повышается запрос на социальную справедливость. Ставропольские власти дают на него ответ?

— Если исходить из озвученных губернатором цифр и результатов, — да. Но публично это не проговаривается. Владимиров не демонстрирует эту работу, как основу своей политической позиции.

При этом огромные бюджетные средства идут на субсидии — для молодых семей, для аграриев, для малых предпринимателей. Что это, если не попытка справедливого перераспределения? Пусть ни один из этих шагов не может исправить ситуацию до конца. Владимиров часто говорит — и здесь я с ним согласен — невозможно исправить абсолютно всё. Но работа ведётся и результат есть.

На мой взгляд, в год выборов губернатору стоит откорректировать публичную риторику, исходя из этих позиций. Реальные результаты нужно не только показывать, но и увязывать с политическим контекстом.

Текст – Алина Орлова