В предыдущей статье я, упомянув одно из изобретений француза Шарля-Франсуа Галана, обещал отдельно поговорить о другом, не менее странном, его револьвере.
Что ж, уже по первому фото видна его суть: внешне совершенно классический револьвер имел совершенно нетипичную схему перезарядки. Для нас сейчас при слове "револьвер" представляется обычно смит-вессоновский откидывающийся вбок барабан, кто-то вспомнит переломные рамки, или перезарядку по одному у нагана, из-за которой часто носили с собой второй снаряженный барабан: проще было его поменять, чем поодиночке выбивать гильзы и вставлять патроны. Но парижанин придумал иначе.
Итак, вы отстреляли весь барабан. Револьвер при этом выглядит вполне обычно...
Но вот для его перезарядки откидывается вперед спусковая скоба, которая одновременно сдвигает вперед ствол и барабан, при этом блокируя ранее спокойно вращавшийся вместе с барабаном диск экстрактора и выталкивая наружу гильзы.
Для 1868 года, когда Галан запатентовал эту схему, идея была новаторской: тогда и патроны центрального боя-то были в новинку, а настолько быстрая и надежная экстракция - тем более. Вспомните шпилечные револьверы Лефоше - а ведь это та же эпоха, по сути.
Патроны, несмотря на внушительный калибр, доходивший до 12 мм, увы, пришлось вынужденно сделать короткими. Учтите, что это было во времена дымного пороха: он занимает куда больше места при равной энергии в сравнении с бездымным, что и сейчас хорошо известно охотникам, которым приходит в голову поэкспериментировать с "дымарем".
Тем не менее, револьвер попал на армейскую службу, причем даже в Российской Империи (правда, там был сменен как раз "Русским Смит-Вессоном", а потом "Наганом"). Любопытно, что и под маркой Nagant эти револьверы в свое время тоже выпускались.
Выпускали револьвер и для гражданского рынка, причем и в версии Sportsman со складным прикладом (!).
Длина ствола различалась, и наиболее курьезно выглядели короткоствольные версии - у них приклад в сложенном виде торчал дальше ствола.
Увы, "врожденная болезнь" системы Галана не позволяла увеличить мощность патрона: во время выстрела револьвер стремился "разложиться" самостоятельно, расщатывая механизм запирания. Не зря крючок на рычаге сделан именно так, чтобы его можно было удерживать одним из пальцев: ведь, казалось бы, логичнее сделать загиб в обратную сторону, чтобы удобнее было откидывать рычаг. Сказывалась и незамкнутость рамки, опять-таки обусловленная наличием подвижных ствола и барабана.
Поэтому, как часто бывает, успех револьвера был очень недолог: его быстро сменили более удачные и надежные системы, пусть и с менее быстрым выбросом гильз.
Зато и в кинематографе револьвер успел засветиться: сцена в The Good, The Bad and The Ugly позволяет однозначно его опознать.