British Railways или British Rail , бывшая национальная железнодорожная система Великобритании, созданная в соответствии с "Законом о транспорте 1947 года", который открыл государственную собственность
на железные дороги.
Первая железная дорога, построенная в Великобритании, была Стоктон-Дарлингтон , открытая в 1825 году. На ней использовался паровоз, построенный Джорджем Стивенсоном и использовался только для перевозки полезных ископаемых. Ливерпульская и Манчестерская линия, открывшаяся в 1830 году, стала первой современной железной дорогой. Это был общественный перевозчик, как пассажиров, так и грузов. К 1870 году у Британии было около 13 500 миль (21 700 км) железной дороги. Наибольшая протяженность системы в 1914 году составляла около 20 000 миль (32 000 км) пути, которым управляли 120 конкурирующих компаний. Британское правительство объединило все эти компании в четыре основные группы в 1923 году в качестве меры экономии.
Когда 1939 году началась Вторая мировая война, железные дороги Великобритании были переданы под контроль правительства. Закон о транспорте 1947 года национализировал железные дороги, которые были переданы Британской транспортной комиссии (БТД) в 1948 году и железнодорожная система получила название British Railways. Железнодорожную сеть Великобритании разделили на шесть (позднее пять) регионов по географическому принципу. Закон 1962 года заменил БТД на Совет британских железных дорог в 1963 году. Руководство совета подчеркнуло массовое движение по основным магистральным линиям и закрытие убыточных железнодорожных веток и складов.
В период с 1963 по 1975 год совет сократил свои маршруты с 17 500 миль (28 000 км) до 11 000 миль (17 000 км) и сократил численность персонала с 475 000 до 250 000 человек. В рамках программы модернизации паровые локомотивы начали заменяться дизелями в 1950-х годах, а затем в 60-х годах на электровозы. По программе провели реконструкцию пути, установили длинные непрерывно сваренные рельсы и внедрили новые системы сигнализации. Компьютеризированная служба грузовых перевозок, введенная в 1975 году, могла отслеживать движение более 200 000 грузовых вагонов. В 1966–67 годах электрифицировалась линия западного побережья от Лондона до Бирмингема , Манчестера и Ливерпуля, а в начале 1970-х годов электрификация была распространена до Глазго.
Британское правительство реструктурировало British Rail в 1993 году. Пассажирские и грузовые перевозки были разделены на 25 железнодорожных и 6 грузовых компаний, соответственно, которые были франчайзинговыми для операторов частного сектора. Железнодорожный пути были приватизированы в 1996 году. Треснувший рельс привел к сходу с рельсов поезда в Хэтфилде в 2000 году, в результате которого погибли четыре человека; поезда были замедлены по всей стране, так как рельсы были проверены на наличие трещин. В результате Railtrack( государственная компания по надзору за железнодорожной деятельностью) объявил об убытках в 534 миллиона фунтов в 2001 году. Британское правительство сформировало новую некоммерческую компанию Network Rail, Ltd., которая занялась бизнесом Railtrack в 2002 году.