Московский #Театр_чё показал спектакль-квартирник #Маманавостоке в музее бердского радиозавода 25 января. Постановка, как и обещали, была поцанской: с выкриками из зала, импровизацией и дворовой душевностью. Ответ, что такое #Маманавостоке здесь.
Спектакль начинается с опозданием, зато общение с актёрами – за двадцать минут до показа. Один из актёров, Александр Туравинин, родом из Бердска, в зале скоро появятся его мама и бабушка. Земляк нервничает, но старательно скрывает волнение: много говорит, шутит – позже он расскажет, что бабушка потерялась, но уже нашлась. Дальше разговор станет совсем обычным: собрались приятели и травят байки, например, про неудавшееся путешествие зайцами до Анапы – в рундуке* и собачнике*. Зрители быстро перенимают манеру разговора, вклиниваются в рассказ, шутят, громко смеются.
Площадка для актёров новая, но во время спектакля это не ощущается. Небольшая сцена музея напоминает чуть полинявший советский дк. Три стола, на каждом простенькая лампа, один низко опущенный микрофон у четвёртого стула. Стол с ноутбуком за пределами сцены – место звукорежиссёра. Два напольных софита, один из которых после двух неудачных попыток перестают включать – шумит. Под потолком белый китайский фонарик с голубыми очертаниями России. Скромное убранство занимает почти всю крохотную сцену. Пространство заполнено ровно настолько, чтобы в нём было комфортно находиться.
Перед спектаклем режиссёр и актёр спектакля Евгений Балтин просит: выключите, пожалуйста, ваши мобильные телефоны. Ну, так чтобы они не зазвонили. А фотографировать и снимать видео можно, только ставьте потом #театр_чё, это же наша история, нам это важно.
#Маманавостоке – спектакль-рассказ, где пацаны по очереди выходят в центр под лампу и рассказывают смешные, грустные или трогательные истории из детства. Актёры предупреждают, что привычной «театральности» не будет. Но она есть: истории рассказываются по ролям, разыгрываются сценки, пантомимы. Перевоплощения совершаются мгновенно и естественно. Но актёры и правда похожи на расшалившихся мальчишек, а не на мэтров театра.
Рассказчик включает свою лампу, прежде чем выйти в центр и выключает замолчав. Чаще всех про свет забывает Батраз Засеев, но ему каждый раз помогает Александр Туравинин. Пауз между историями нет совсем, но никто не перебивает чужой рассказ. Актёры работают слаженно, как единый организм. Несмотря на то, что чаще всего говорит кто-то один, остальные не «выключаются», внимательно следят за рассказом, высвечивают взглядами-прожекторами рассказчика. Иногда актёру удаётся встать и выйти в центр очень естественно, движение под лампу продолжает рассказ. Но чаще мы видим, что он встаёт только потому, что надо. С одной стороны, герои как бы говорят: ну, да, нам надо рассказывать в центре, зачем изображать что-то, мы просто выйдем туда. С другой, теряется толика естественности.
Пацаны сидят на стульях в одежде, в которой их хотят видеть мамы – домашней и уютной. Переодевание происходит прямо на сцене, хотя за вещами актёры уходят за кулисы. В конце смена треников с майками на костюмы понятна, она как будто говорит: мамы, мы любим вас не только сидя за домашним столом, но и там, в Москве и любом другом уголке Земли. Но зачем раздеваться перед зрителями в начале, остаётся загадкой.
Актёры рассказывают не только истории из детства, но и как они придумали этот спектакль, как определились с актёрским составом. Так Батраз Засеев по задумке должен был варить плов, а Артур Мафенбайер петь. Но жизнь всё расставила по своим местам. Однако мелодии тоскливо-нежных дворовых песен мы всё же услышали. Их пел Владимир Братков, который неожиданно появился почти в середине спектакля, и чуть не опрокинув гигантский букет и стул добрался до сцены. Зрители тогда уже полностью верили героям, поэтому шутливый спор о том, кто пригласил музыканта в спектакль, приняли почти всерьез. Режиссёр на всякий случай объяснил, что это была шутка.
#Маманавостоке состоит из несвязанных рассказов и неподходящих к ним песен Константина Мыльцева, Шухрата Хусаинова, Юрия Визбора. Но высказывания выстроены в единственно-верном порядке, а спонтанные наигрывания на гитаре и неожиданные сценки в помощь говорящему связывают всё в единый рассказ. Дважды актёры используют проектор: чтобы показать новостной репортаж про последние съёмки папы Батраза Засеева, и для фотографий мам с детьми-актёрами. Герои встают под самодельный глобус-фонарь, говорят своим мамам: «прости» и «спасибо».
Когда под холодным светом голубой России, белой Осетии и каждого уголка, каждое сердце сжимает тепло и больно – это и есть #Маманавостоке.
#Театр_чё начался со спектакля #Маманавостоке. Увидеть его можно 26 января в Академгородке (8-913-750-75-80) и 27 января в театральном клубе «Пуля» (https://radario.ru/hosts/1332).
*Рундук - пространство для сумок под нижним сидением в поезде.
*Собачник - самая верхняяполка в поезде, на которую кладут сумки.
Фото: из группы в ВК «#театр_чё»
Написала твоя Слава