Найти в Дзене
Руслан Зырянов

Тот, кто стреляет первым. Обзор "Хан Соло: Звёздные Войны. Истории (Solo: A Star Wars Story)"

Когда всеобщая ненависть к новой части вселенной Звездных войн немного поутихла, и особо ярые критики перешли на «клюкву» с Дженнифер Лоуренс, настало время с холодной головой фаната ЗВ поговорить о настоящем франшизы.

Господа, чтобы нормально воспринимать реальность, нужно немного задуматься: а что есть «Истории» в названии фильма? Ведь это не полноценная номерная часть звездных войн, не канон, возведенный в абсолют, не определитель направления развития. Это, в первую очередь, сюжет, не связанный по рукам и ногам условностями и ожиданиями. Он может быть вообще даже не про Силу («Изгой» блестяще показал пример военной драмы), не про конфликт Империи и остатков Федерации, да и по-большому счету — не про Звездные Войны какими мы их знаем. И это —  замечательно. Тот факт, что ЗВ могут эволюционировать во что-то другое, показывает не наличие неуважения к наследию, а новый этап становления. Никто же не будет отрицать, что с момента выхода первых фильмов прошло уже более 30 лет — целое поколение.

Новому поколению - новые герои. Персонаж Эмилии Кларк как новая веха "неоднозначной" стороны сюжетного конфликта
Новому поколению - новые герои. Персонаж Эмилии Кларк как новая веха "неоднозначной" стороны сюжетного конфликта

А теперь вернемся к фильму. «Хан Соло» отходит от главной ветви повествования с самого начала: нет желтого текста, рассказывающего предварительную ситуацию и нет подъема камеры к звездам. Это сугубо приключенческая история о молодом контрабандисте, желающем просто жить! Да, банально, но это так! Фильм вообще по большей части не отталкивается от глобальных проблем Галактики, вращаясь по орбитам местных преступных синдикатов (Кримсон Дон, как же можно было так локализовать, Алый Рассвет у нас уже не котируется???) и взаимоотношений команды Сокола Тысячелетия.

Технически новая часть франшизы радует с первых кадров. Спецэффектов стало куда меньше, заметна грамотная работа с реквизитом, поэтому чувство реального взаимодействия с предметами окружения так ценится в наше время. Постановка сцен (особенно ограбление поезда) выполнена на высшем уровне, пролеты камеры показывали необходимые ракурсы без изысканных излишеств. Особенностью картинки стали темнота, серость и дневная полумгла. Не сказал бы, что это выйгрышная позиция, но такой стиль лишний раз подчеркивает не совсем чистые дела, которыми вынужден был заниматься наш авантюрист. Да и настроение картины далеко от приподнятого. Несомненно, шутки были, причем достаточно уместные, но общий тон повествования достаточно серьезен и поднимает важные темы доверия, рабства, обратной стороны закона и выживания. В «Хане Соло» нет противостояния добра и зла, все правы в той или иной степени, с которой одновременно и неправы. Фильм тем и подкупает, что не ставит какие-то рамки; в диалогах героев нет-нет, да и промелькнет рациональное зерно контекста, подходящее под любую жизненную ситуацию. Порадовала и музыка — помимо аранжировки старых мелодий появились действительно новые треки: резкие, порывистые, энергичные, удивляющие своей необычностью, что играет фильму только на руку.

Do or Die. Первая встреча Хана и Лэндо полна взаимных колкостей и вежливых угроз. Впрочем, со временем ничего не изменится
Do or Die. Первая встреча Хана и Лэндо полна взаимных колкостей и вежливых угроз. Впрочем, со временем ничего не изменится

А настоящим украшением картины стали практически все ее персонажи. Лагерь неоднозначных и прагматичных, шулеров и проныр, угнетенных и борцов за свободу, властных и преданных делу — целый пласт характеров, располагающих к себе с первой секунды. Многорукий весельчак-пилот, скользкий Лэндо, дроид-аболиционист L3-37, неунывающий Хан, суровый Бэккет, нервный и скрытный Драйден Вос и девушка-загадка Кира создают потрясающий локальный ансамбль, за действием которого на экране наблюдаешь не без удовольствия. 

Подводит в новом фильме, пожалуй, только сюжет. Он слишком прост, но отвечает на многие вопросы оригинальной трилогии (например, откуда у Сопротивления появились деньги на финансирования операций). Кажется, что, побывав при подавлении войск Федерации, Хан замахнется на что-то серьезное, но этого не происходит. Картина держит всех в своих небольших рамках, что не помешало ей как следует удивить всех в самом конце, закидывая удочку на дальнейшие фильмы франшизы (читавших расширенный канон или смотревших анимационный сериал по ЗВ удивить такой выходкой вряд ли можно). Тем интереснее будет увидеть этих персонажей в дальнейшем (особенно, СПОЙЛЕР, Эмилию Кларк). Однако концовка сама по себе не явилась какой-то завершающей точкой — скорее своеобразным несколько смазанным многоточием, чуть-чуть не дожавшим градус напряжения (вспомните «Последних джедаев» — целых две кульминации(!)) 

Персонаж, воплощенный на экране Вуди Харрельсоном, как напоминание молодому Хану, кем можно стать, заплутав между гласом рассудка и вечным дулом дружеского пистолета у затылка
Персонаж, воплощенный на экране Вуди Харрельсоном, как напоминание молодому Хану, кем можно стать, заплутав между гласом рассудка и вечным дулом дружеского пистолета у затылка

Так есть ли задатки коммерциализации в «Хане Соло»? Есть, но их там не очень много. Это довольно крепкий авторский проект, пронесшийся по касательной к основному сюжету ЗВ и оставив приятное послевкусие от увиденного. Дисней, безусловно, привнесли в фильм трендовые идеи феминизма, равноправия (даже для машин), но испортить что-то в глобальном плане этим сложно. Наоборот — в рамках «Хана Соло» это добавило неповторимого шарма дроиду L3-37, ставшему, по-моему мнению, любимчиком многих, затмевая собой BB-8 и K-2SO из «Изгоя». 

Вперед, мои угнетенные друзья! Свободу дроидам! L3-37 хорошо вписалась бы в недавно вышедший Detroit: Become Human Дэвида Кейджа, будь она более человечной. Внешне.
Вперед, мои угнетенные друзья! Свободу дроидам! L3-37 хорошо вписалась бы в недавно вышедший Detroit: Become Human Дэвида Кейджа, будь она более человечной. Внешне.

Подводя итоги, мне трудно отговаривать Вас от похода на космического Индиану Джонса. Если убрать все элементы ЗВ из фильма, много он не потеряет — Вы посмотрите отличный космический вестерн с интригами и обаятельным главным героем, который сформировался в того, кого мы так любим, не благодаря, а вопреки всему: предательствам, любви и чувству самосохранения!