Узбекистан за несколько лет превзошел другие страны Центральной Азии по темпам роста экономики. В чем кроется секрет успеха страны, реальный сектор экономики которой за годы «независимости» с 1991 года разрушался столь же эффективно, как и в других центрально-азиатских государствах?
В течении 90-х Россия управлялась напрямую из белого дома через предателей, выслужившихся перед хозяевами печатного станка в 80-е и получивших жирные куски экономики (часть из них по-прежнему держат руки на рычагах управления государством). Великая страна ежедневно теряла государственные предприятия в процессе приватизации, миллиарды рублей в результате деятельности профессиональных казнокрадов и миллионы граждан благодаря падению уровня жизни, разрушению системы здравоохранения, разгулу наркомании и падению рождаемости.
В таких условиях Россия с трудом сама оставалась на плаву, не говоря уже о том, чтобы, как и раньше поддерживать союзные государства. Тем временем некогда являвшие собой единый организм бывшие республики СССР, оказались предоставлены сами себе. Пьянящая «свобода» и следующая рука об руку с ней беспечность привели местные элиты ряда стран к утере власти в результате вооруженных переворотов. Другие же, предусмотрительно сами взяли курс на сотрудничество с США и наднациональными кредитно-финансовыми институтами.
Даже несмотря на то, что с конца 2000-х Россия, частично восстановив управление, приступила к оказанию поддержки соседям, без малого два десятка лет восседания на кредитной игле дали о себе знать. В настоящее время все без исключения страны, пошедшие по этому пути, не в состоянии самостоятельно развивать экономику – постоянно набегающие проценты по взятым ранее кредитам вынуждают брать новые. Очевидно, что средств на развитие промышленности и восстановление экономики самостоятельно – попросту нет. Пользуясь этим, страны из западного блока и соседствующий Китай остервенело делят еле теплые тушки закабаленных кредитами государств, осваивая их богатые ресурсами недра и инвестируя средства в критически важные объекты производства и обеспечивающую их инфраструктуру. Последнее необходимо для дальнейшего усугубления финансовой и юридической зависимости государства от инвесторов и позволяет принуждать должника еще более невыгодным для него сделкам
Узбекистан – первый из центрально-азиатской пятерки, кто как минимум замедлил движение по этому пути. Разворот в сторону сотрудничества с Россией принес более чем ощутимые результаты практически сразу. В перспективе же партнерские отношения с братским государством, история совместного существования в рамках одной державы с которой насчитывает почти полтора века, позволит республике стать полностью самодостаточным процветающим государством.
Сначала стало известно о планах строительства крупнейшего в Центральной Азии Цементного завода, возведение производственных помещений которого было начато в октябре 2018. Данным проектом занимается Российский холдинг «Евроцемент груп». Стало понятно, что в республике планируется масштабное строительство. В том же 2018 году стало понятно, что именно за стройка ожидает республику – в первой половине года был подписан контракт о строительстве на территории республики атомной электростанции. Ввод ее в эксплуатацию планируется в течении слкедующих 8-10 лет.
АЭС позволит Узбекистану не только обеспечить себя электроэнергией с учетом масштабного развития промышленности и ведения в эксплуатацию и поддержания работы множества новых производственных объектов, но и обеспечивая энергией соседей заниматься межгосударственной кооперацией, к примеру, в части пользования водными ресурсами. Верховья крупных рек Узбекистана находятся в Киргизии и Таджикистана, и те зачастую задерживают воду на плотинах ГЭС. Излишки же электроэнергии можно преобразовывать в прибыль, сбывая их в страны Ближнего Востока.
На стадии обсуждения находится вопрос восстановления авиастроительной отрасли в республике. Во времена СССР она ни в чем не уступала крупнейшим производственным объединениям Союза.
В январе 2019 года стало известно о том, что на территории Узбекистана совместно с Россией будет начато производство систем вооружения. Известно это стало из заявления Владимира Путина: «Мы готовы развивать военно-техническое сотрудничество, имея в виду не только поставки вооружения и современной техники, но и осуществлять совместное производство этой техники на территории и на предприятиях Узбекистана». Президент подчеркнул, что в порядке исключения поставки вооружения в Узбекистан осуществляются по внутрироссийским ценам.
Производством каких систем вооружения в рамках этого соглашения будут заниматься в Узбекистане, пока озвучено не было. Вероятнее всего речь все же идет об авиастроительной отрасли. Однако, не стоит ожидать, что в ближайшие годы в Узбекистане начнут собирать стратегические бомбардировщики нового поколения, скорее всего речь идет о наиболее перспективном в условиях нынешних военных конфликтов направлении - разведывательных и ударных беспилотных летательных аппаратах.
Данный факт свидетельствует о намерении Москвы и Ташкента выстраивать долгосрочные тесные, построенные на одном внешнеполитическом векторе взаимоотношения. Однако это не означает, что республика будет вынуждена развивать отношения лишь с Россией. Ключевое в этом – появление у Узбекистана возможности выбраться из финансовых трудностей и начать развивать взаимовыгодные отношения с теми странами, которые готовы к такому формату сотрудничества.