Наш Крым
удивительно хорош в любое время года. Но, особенно, когда светит солнце. Сегодня, 25 января 2019 года, на Набережной Ялты с утра стояла именно такая погода,
и я быстро спустился сюда по живописной массандровской тропе, давно облюбованной ялтинскими художниками.
Сегодня в павильоне над речкой проводится небольшая выставка их работ.
Места для экспозиции, как всегда, не хватает, и некоторые картины стоят на полу. Большинство картин не подписано. Ну, что ж, так даже интересней!
Вдруг, неожиданно под ногами обнаружил картину Якова Александровича Басова. Как называется потрескавшееся от времени полотно, не знаю.
И как оно здесь оказалась, тоже не знаю. Знаю только, что все картины этого замечательного художника хранятся в Художественной картинной галерее города Керчи. Как правило, на них изображены море, лодки и домики рыбаков.
Краски неяркие, сюжеты простые, но смотришь – и проникаешься спокойствием и добротой. Кажется, что лодки нелепо разбросаны по пристани, но они, как живые, качаются по волнам и ждут, что вот-вот придут рыбаки, моторы заведутся, и они уплывут за горизонты, позади оставляя крошечные причалы, уступая дорогу большим кораблям.
А большие корабли тем временем направляются в порт. Картина называется «В Керченском порту». Большой серый корабль похож на военный. На память сразу приходит май 2014 года. Тогда в порту города Керчи стоял наш мощный линкор, а акваторию патрулировали наши сторожевые корабли – столь велика была вероятность вторжения в Крым Американских авианосцев под прикрытием Украинской военщины.
В 1941 году в многострадальном Крымском воздухе также пахло грозой. А побережье Херсонеса патрулировал крейсер Севастополь. Нападение флота Фашистской германии было неизбежно.
Теперь Нашему Крыму ничего не угрожает, поэтому в порту Ялты швартуются только мирные корабли и яхты.
Вечером прибыл парусник Херсонес.
Пассажиры спустились с трапа, рассыпались по Набережной и небольшими группами пытаются уединиться, кто в кафе, кто на пирсах пляжа. Картина Антона Гудзикевича называется «Вечернее уединение».
С холста словно подуло прохладным вечерним ветром. Солнце садится за горизонтом. Приближается ночь. В Ялте ночная жизнь насыщена и интересна. Девушки будут раскрепощены. Это состояние мастерски передаёт своими работами молодая художница Мария Журикова, воистину, кудесница женского образа.
Женщины всегда вдохновляли крымских художников, и 20 лет назад, и даже 50. Взгляните на эту картину 1970 года, я словно вернулся в детство!
Продавщица овощного магазина. Через её заботливые руки прошло много чего. На лице застыла частичка грусти. Это, скорее, усталость. И ответственность. За прилавок и ассортимент. Чтобы не было нитратов, чтобы не было пальмового масла в продуктах. Сейчас такими мелочами никто не заморачивается. А раньше строго следили. На прилавке стоят новенькие весы. 70-е – это было время технического прогресса! В 1974 году советские учёные разработали, а инженеры установили первый радиотелескоп на берегу чёрного моря в посёлке Кацивели, что недалеко от Симеиза.
Редкое изображение этого телескопа мы видим на картине. В 1980-м году телескоп был уже заменён более современным прототипом. Прямо под телескопом на картине морские волны разбиваются о дикие камни берега. Аквапарка там ещё не было. На заднем плане знаменитая гора Кошка и скала Лебедь.
На склонах этих гор растут красивые растения, цветы, виноград и арбузы, всё то, из чего художники Крыма составляют свои натюрморты.
Я тоже составил свой натюрморт из всего крымского. Когда-нибудь куплю краски и нарисую. Я назову свою картину «Бутылка Кефира пол Батона».
Спасибо.