Три обезьяны (яп. 三猿, сандзару или 三匹の猿, самбики но сару — «три обезьяны») — устойчивая композиция из трёх обезьяньих фигур, закрывающих лапами глаза, уши и рот.
Считается, что три обезьяны символизируют собой идею недеяния зла и отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него». В русском переводе более популярна версия «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».
Каждая из трех обезьян имеет собственное имя: не видит Мидзару (見ざる), не слышит Кикадзару (聞かざる) и не говорит Ивадзару(言わざる).
Иногда в композицию добавляется четвёртая обезьяна — Сидзару (しざる), символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность. Но она непопулярна из-за азиатской нумерологии, в которой число «4» считается несчастливым.
«Три обезьяны» стали популярны в XVII веке благодаря резному панно над дверьми священной конюшни в знаменитом синтоистском святилище Тосёгу в японском городе Никко. Чаще всего происхождение символа связывают с народным верованием Косин (庚申), имеющим корни в китайском даосизме.
Считается, что символика трёх обезьян восходит к голуболицему божеству Ваджраякши, защищающему людей от духов, болезней и демонов. В веровании Косин он именовался Сёмэн-Конго (青面金剛) и часто изображался в сопровождении трёх обезьян.
С Сёмэн-Конго связано народное верование Косин. Старейшие изображения трёх обезьян находятся на свитках и каменных стелах с изображением Сёмэн-Конго.
КОСИН.
Первоначально Сёмэнконго ―божество буддийское, защитник человека от болезней, насылаемых демонами, с XII в. он стал почитаться как даосское божество культа Косин. КОСИН - 庚申 - божество 57-го дня 60-дневного цикла, день старший 一 металл ― обезьяна.
В году бывает от 5 до 7 дней Косин.
Согласно даоскому учению об обретении бессмертия, в случаях отклонения человека от Дао в его теле появляются разрушительные тенденции, называемые «три трупа» и «девять червей», неизбежно ведущие к смерти.
«Три трупа» стремятся погубить человека, чтобы после смерти стать духами.
Вечером в день Косин они покидали тело человека и устремлялись на Небо к Распорядителю Судеб с сообщением о грехах и пороках человека, чтобы Распорядитель сократил ему жизнь.
Комплекс ритуалов был необходим, чтобы не позволить «трем трупам» покинуть тело человека в ночь Косин . Полагали, что если человек бодрствует с вечера до рассвета, «три трупа» не смогут покинуть его тело.
В аристократическом обществе эпохи Хэйан в эти дни было принято устраивать пиры, на которых с вечера и до утра пили ритуальное сакэ.
В эпоху Муромати верования обрели характер учения и были записаны в «Косин энги». С этого времени они распространились среди широких слоев населения, а в эпоху Эдо стали повсеместными.
В эти дни чествовали Сёмэнконго и Сарута-хико, являвшихся в облике обезьяны.
Первоначально Сёмэнконго ―божество буддийское, защитник человека от болезней, насылаемых демонами, с XII в. он стал почитаться как даосское божество культа Косин.
Его изображали гневным божеством с голубым телом и 4 руками. Подношения совершались к изображению Трех обезьян, именуемых «мидзару, кикадзару, ивадзару» («не вижу, не слышу, молчу»), которые считаются тремя воплощениями священной обезьяны святилища Хиэ таися.
Люди собирались вместе, проводили время с вечера до рассвета, ели ритуальную пищу, пили сакэ, вели беседы. Обычай был тесно связан с жизнью сельской общины, а со временем приобрел характер приятного времяпровождения.
Каждые 3 года в ознаменование прошедших 18 дней Косин, а также каждый год Косин 60-летнего цикла существовал обычай ставить косинто ― каменные стеллы с надписями, а иногда с изображениями 1̶3 обезьян.