Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Panhard EBR 75: колесный танк или бронеавтомобиль?

В годы Второй мировой войны однозначными «королями поля битвы» были танки. В их тени терялись заслуги многих колесных бронемашин, а научный уровень тех лет не позволял создать хорошо вооруженный и защищенный колесный танк. Лишь после войны в ряде стран появились колесные бронемашины с мощным пушечным вооружением, которые могли составить конкуренцию танкам. Но и до войны были конструкции, которые можно считать прообразом колесных танков. О таком образце, родом из Франции, мы сегодня и поговорим.

К началу ВМВ основным бронеавтомобилем ВС Франции был Panhard 178 - с хорошим орудием и достаточным бронированием. Но недостаток проходимости существенно снижал сферу его применения.
К началу ВМВ основным бронеавтомобилем ВС Франции был Panhard 178 - с хорошим орудием и достаточным бронированием. Но недостаток проходимости существенно снижал сферу его применения.

Отложенный проект

В 1937 году на вооружение Французской кавалерии поступил бронеавтомобиль Panhard 178. Машину отличала 25-мм автопушка SA 35 и хорошая защищенность – толщина лобовой брони достигала 20 мм. Все это позволяло на равных бороться с легкими танками противника, а на твердых покрытиях – превосходить их в мобильности. Единственный недостаток был в шасси – всего четыре колеса, несмотря на полноприводную схему, существенно ограничивали внедорожные возможности Panhard 178. Уже в 1938 году военные возжелали новую машину – с колесной формулой 8х8, которой стал прототип Panhard 201.

В 1938 году был разработан Panhard 201 - уже с колесной формулой 8х8, которая решала вопрос проходимости. Но начало войны заставило отложить проект
В 1938 году был разработан Panhard 201 - уже с колесной формулой 8х8, которая решала вопрос проходимости. Но начало войны заставило отложить проект

Машина получилась относительно низкой - всего 1,8 метра, а в башне размещалась 37-мм пушка SA37. Главной особенностью опытного образца была ходовая часть: машина обладала четырьмя ведущими мостами, два из которых могли опускаться или подниматься. Так, на шоссе это была машина с формулой 4х4 и максимальной скоростью в 80 км\ч, а на бездорожье средние мосты опускались, превращая Panhard 201 в очень проходимый транспорт. Военные одобрили новинку, и заказали 600 машин – ни одна из которых не увидела свет из-за оккупации страны. Единственный прототип отправили в Северную Африку – дабы избежать его захвата, где впоследствии он был уничтожен.

Хорошо забытое старое

Колеса первой и последней оси получили пневматические шины Michelin, которые позволяли продолжать движение даже после прокола. Колеса на средних мостах были цельнометаллическими - с грунтозацепами, установленными на заклепках
Колеса первой и последней оси получили пневматические шины Michelin, которые позволяли продолжать движение даже после прокола. Колеса на средних мостах были цельнометаллическими - с грунтозацепами, установленными на заклепках
Конструкция подвески и трансмиссии была обусловлена двумя поворотными осями и системой подъема центральных мостов
Конструкция подвески и трансмиссии была обусловлена двумя поворотными осями и системой подъема центральных мостов

О проекте вспомнили уже после войны – французские военные все еще считали концепцию модели Panhard 201 успешной, и инженеры получили заказ на развитие проекта. В 1951 году был представлен Panhard 212 или Panhard EBR (Engin Blindé de Reconnaissance – разведывательная бронемашина). Новинка сохранила идеи предшественника – такие, как переменная колесная формула, но превзошла его. Так, корпус стал симметричным, а экипаж расширили до четырех человек за счет двух водителей – спереди и сзади. 12-цилиндровый бензиновый мотор HS6000S (200 сил) находился в центральной части корпуса – под башней, что обеспечивало равномерное распределение массы по осям. Машина, весом в 13 тонн обладала внушительным для своего класса бронированием. Так, лобовая часть корпуса и башня состояли из 40-мм бронелистов, а борт корпуса - из 20-мм.

Место одного из двух механиков-водителей, расположенных по краям машины. Данное решение также использовалось в немецких бронемашинах Sd.Kfz. 234
Место одного из двух механиков-водителей, расположенных по краям машины. Данное решение также использовалось в немецких бронемашинах Sd.Kfz. 234
Одна из первых серийных машин в заводском цехе. Первые версии (образца 1951 года) оснащались "низкой" башней FL 11 и 75-мм пушкой SA 49
Одна из первых серийных машин в заводском цехе. Первые версии (образца 1951 года) оснащались "низкой" башней FL 11 и 75-мм пушкой SA 49

Машина получила качающуюся башню, состоящую из двух частей: нижняя поворачивалась по своей оси, а верхняя – вместе с орудием и экипажем – опускалась и поднималась. Такая схема позволяла поместить мощное орудие в относительно компактных объемах. В башне размещалось два члена экипажа: командир и заряжающий, который выполнял функции наводчика.

Один из предсерийных прототипов будущего EBD с опущенными центральными мостами. Можно заметить деформацию колеса второго моста, что было вызвано отсутствием пневматических шин. С другой стороны - это решение позволило сэкономить место для подъема мостов
Один из предсерийных прототипов будущего EBD с опущенными центральными мостами. Можно заметить деформацию колеса второго моста, что было вызвано отсутствием пневматических шин. С другой стороны - это решение позволило сэкономить место для подъема мостов

Само орудие было знаковым – 75-мм пушка SA49, созданная на основе немецкой KwK 42 от танка Pz.Kpfw V Panther. Что, впрочем, неудивительно – ведь «Пантеры» находились на вооружении французских танкистов до начала 50-х. С орудием был спарен 7,5-мм пулемет MAK Reibel. Такой же пулемет устанавливался у командирской башенке – в качестве зенитного, и на местах двух механиков-водителей. Также, на башне было установлено две пары дымовых гранатометов с электроприводом.

Panhard EBD на маневрах французской армии. Сбалансированное распределения массы по осям и отсутствие свесов обусловили высокую геометрическую проходимость французского бронеавтомобиля
Panhard EBD на маневрах французской армии. Сбалансированное распределения массы по осям и отсутствие свесов обусловили высокую геометрическую проходимость французского бронеавтомобиля

Ходовая часть состояла из восьми ведущих колес на индивидуальных торсионных подвесках. Передняя и задняя пары колес получили специальные шины Michelin, которые позволяли движение даже после прокола. Эти же мосты были управляемыми, что повышало маневренность машины. В режиме 4х4 Panhard EBR развивал до 105 км\ч по шоссе. С опущенными центральными мостами скорость падала, но проходимость на бездорожье значительно возрастала.

Теоретически, машина могла нести на борту четыре пулемета: спаренный с орудием, два курсовых и зенитный. Но от последнего чаще отказывались.
Теоретически, машина могла нести на борту четыре пулемета: спаренный с орудием, два курсовых и зенитный. Но от последнего чаще отказывались.

Модификации и применение

"Базовой" была версия с качающейся башней FL 11
"Базовой" была версия с качающейся башней FL 11

Прототип модели «212» успешно прошел испытания в 1950 году – после чего началось серийное производство под обозначением Panhard EBR. Первая модель известна как EBR-75 – с 75-мм орудием SA49 и башней FL 11. В 1954 году пушку заменили на SA50 – того же калибра, но с барабанным заряжанием, удлиненным стволом и улучшенными боеприпасами. Из-за увеличившейся длины снарядов, башню заменили конструкцией модели FL 10 – с развитой забашенной нишей. Последняя генерация EBR была представлена в 1963 году. Ее отличала новая пушка F2 калибра 90 мм. Примечательно, что в этой версии вернулась и башня FL 11. Ее отличала небольшая масса и габариты, что отвечало концепции разведывательной машины, но установка длинноствольной пушки с более габаритными боеприпасами потребовали альтернативы, коей стала FL 10.

Panhard EBR с орудием SA 50 и качающейся башней FL 10. По сути, боевое отделение было унифицировано с легким танком AMX-13
Panhard EBR с орудием SA 50 и качающейся башней FL 10. По сути, боевое отделение было унифицировано с легким танком AMX-13

Французские ВС уже в начале 1960-х посчитали EBR устаревшей машиной, и с того момента заказы прекратились, а выпуск остановился на отметке в 1200 экземпляров. В 1964 году были списаны все EBR с 75-мм орудиями. А эксплуатация машин с пушкой F2 во Франции продолжалась до 1980-х, пока их не заменили на AMX-10RC. Они состояли на вооружении легких механизированных дивизий, целью которых была разведка и борьба с бронетехникой противника до подхода основных сил. Самым ярким эпизодом применения EBR под флагом создателей стала Алжирская война.

Panhard EBR после подрыва на мине. Предположительно, война в Алжире
Panhard EBR после подрыва на мине. Предположительно, война в Алжире
БТР VTT на базе Panhard EBD. Для португальских сил в Анголе было переоборудовано 25 машин
БТР VTT на базе Panhard EBD. Для португальских сил в Анголе было переоборудовано 25 машин

Вторым по численности оператором французских бронеавтомобилей была Португалия, получившая 100 бронемашин с 75-мм орудием и башней FL-10. Кроме того, для них был создан БТР на шасси EBR. Машину отличало отсутствие башни, и десантный отсек на 12 человек. Вооружение состояло из четырех пулеметов: одного крупнокалиберного, и трех 7,5-миллиметровых. Эти машины применялись во время Ангольской войны в составе первой кавалерийской группы ВС Португалии (the Dragões de Angola).

Последняя модификация была представлена в 1963 году. Бронеавтомобиль снова получил башню FL 11 - но с 90-мм орудием.
Последняя модификация была представлена в 1963 году. Бронеавтомобиль снова получил башню FL 11 - но с 90-мм орудием.

Итоги

Именно Panhard EBD стал лафетом, на котором отправили в последний путь президента Шарля де Голля
Именно Panhard EBD стал лафетом, на котором отправили в последний путь президента Шарля де Голля

Машины серии EBR никогда не позиционировались как «колесные танки», используясь лишь в качестве разведывательных машин. Тем не менее соотношение проходимого колесного шасси и внушительного пушечного вооружения позволяет считать Panhard EBR предвестником современных колесных танков.

Последними французы отказались от 90-мм версий бронемашины, на замену которым  в 1981 году пришел AMX-10RC
Последними французы отказались от 90-мм версий бронемашины, на замену которым в 1981 году пришел AMX-10RC

На сегодняшний день EBR остались лишь в арсеналах Марокко, где несколько десятков машин по сей день несут действительную службу.

Спасибо за внимание! Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться – если материал вам понравился. А для дискуссий – прошу в комментарии. По ссылкам ниже – тексты, косвенно касающиеся героя сегодняшнего материала: