Найти тему
Polit IQ

Как "приручить" IELTS (спойлер: очень сложно)

Каждый год мы отвечаем на сотни вопросов о том, как сдавать языковой экзамен для летних школ и требует ли его наша магистратура (спойлер — нет, пока не требует). Ответы на самые распространенные вопросы про язык и лайфхаки собрала в своем тексте Карина Куренкова, координатор нашей магистерской программы в МГУ им. М. В. Ломоносова. Enjoy!

Всем привет!

С вами Карина из Polit IQ и я сразу же хочу признаться: я сдавала IELTS дважды в своей жизни. Первый раз на 6,5, второй на 8, хотя все говорили, что за меньше, чем за полгода #невозможнонабратьтакойбалл.

Если вы читаете этот текст, значит вам почему-то сильно понадобилось поучиться заграницей. Например, вы хотите в крутую летнюю школу (и можете получить на это стипендию от нас) или и вовсе задумались о, скажем, магистратуре где-нибудь в Европе. Так или иначе, мотивация у вас, вероятно, очень серьезная и это хорошо. Потому что языковой экзамен — это а) недешево; б) нервно; в) трудозатратно.

Небольшой дисклеймер: в этом тексте я пишу исключительно об IELTS, потому как про TOEFL и разного рода Кембриджские языковые экзамены я знаю неприлично мало.

Глава первая, в которой вы все правильно организовали

Все начнется с регистрации вашей персоны на сайте. У экзамена есть несколько партнеров в России, которые и проводят всю процедуру. Я оба раза сдавала на площадке компании Students International https://ielts-moscow.ru/(#рекламазакоторуюнамНЕзаплатили) и никаких нареканий у меня нет. Аудирование было хорошо слышно, задержек с объявлением результатов тоже не наблюдалось, на все вопросы ребята оперативно отвечали.

Регистрация считается подтвержденной после того, как вы все оплатили и приехали в офис SI, чтобы сфоткаться для сертификата с результатами.

С собой на экзамен не нужно брать ничего, кроме паспорта.
Как?! А ручку? А шоколадку? А часы? Что, совсем ничего нельзя? Да, друзья, совсем ничего. Ручку (а точнее — карандашик) вам дадут. Часы попросят снять (мало ли у вас там шпаргалки, в наш-то технологичный век). А шоколадки, по мнению организаторов, на экзамены носят только маленькие ляли, а вы достаточно взрослые, чтобы планировать обучение за рубежом.

Глава вторая, в которой нужно много решать

-2

Между днем, когда вы твердо решили: «Буду сдавать!», и самим экзаменом располагается славный период вашей подготовки. Здесь есть разные траектории:

а) можно попытаться найти преподавателя-носителя, который последние двадцать лет только и делает, что рассказывает неопытным студентам, как правильно сдавать IELTS;

б) начать готовиться самому.

Мой путь описан под буквой «б».

Первым делом я скачала хэндбуки по каждому из разделов IELTS. Эти пособия волшебны, потому что писали их составители экзамена, а потому в них содержится море полезных лайфхаков для выполнения КАЖДОГО задания с упражнениями. Если вам очень нравится печатный текст, то можете купить эти книжки почти в любом книжном.

Перед экзаменом вам предстоит КАЖДЫЙ день уделять подготовке по несколько часов. Зачем?

1) Словарный запас

-3

Вам нужно знать много слов, чтобы писать красивые тесты (это раз!), понимать чужие тексты (это два!), заполнять свою речь красивыми конструкциями, а не вот этим вот «ээм», «сооооу» (это три!).

Вариант в духе «я просто скачал приложение, в котором отсматриваю картиночки и английские слова на них» не подойдет (#антирекламазакоторуюнамопятьНЕзаплатили).

Проблема в том, что под выражением «знать много слов» я вовсе не имею ввиду ваше гипотетическое знание, которое проявляется в знаменитом «я все понимаю, но сказать не могу».

Этот эффект уже давно описали ученые, с ним все просто: у нас есть некоторый запас слов, который лежит на полке «пассивный вокабуляр». Это слова, которые мы когда-то видели, но никогда не используем в речи, поэтому и сказать ничего не можем. И таких слов в наших головах тысячи. Они попали туда, потому что в школе (университете) нас заставили нарисовать столбики и заучить, что вот это английское слово = вот это русское слово. Но это — большая ошибка!

Во-первых, описанный «столбиковый» способ учить лексику — жутко неэффективен. Он приведет лишь к тому, что в обычной речи вы будете сначала составлять предложение в голове на русском, переводить его в той же голове на английский, а потом робко озвучивать, приводя носителей в недоумение.

Запоминайте слова в контексте. Пишите их дефиниции на английском. Выписывайте их вместе с предложением, в котором впервые встретили. В общем, делайте все так, как будто вы не знаете никакого другого языка, кроме английского.

Во-вторых, не жалейте себя. Подход в духе «сегодня я выучу 5 слов, а завтра еще пять и тогда за неделю получится целых 35!» тоже малопродуктивен. Когда я готовилась к IELTS, я учила по 80 новых слов в день, потому что так делать советовал Эраст Фандорин Масе, когда тот учил русский. И в то время я убедилась, что 80 слов — это не катастрофически много, если они а) из одной темы; б) аккуратно выписаны на карточки, с одной стороны которых (одно) слово, а с другой — предложение, в котором вы его увидели.

В-третьих, практикуйте! Выучили слова с карточек? Ок, полдела сделано. Теперь разложите 20 из них перед собой и сочините абсурдный текст с использованием каждого слова. Это тренирует воображение и ваши навыки написания текстов, которые понадобятся в разделе райтинг. Более того, это — единственный способ перевести ваш «пассивный» вокабуляр в «активный». Кстати, можете совмещать полезное с приятным и писать на темы, указанные в райтинг 2. Будет больно. Но очень полезно.

2) Успешное аудирование

-4

Навык восприятия текстов на слух — это сложная штука, которую нужно долго тренировать. Мои друзья европейцы сейчас бы удивились: конечно, они все детство смотрели сериалы в оригинале и даже подумать не могли о том, что можно дублировать, скажем, «Друзей». У нас же ситуация сильно сложнее.

С нами все здесь говорят по-русски. Даже многие иностранцы. Поэтому на время подготовки к экзамену надо поместить себя в языковой вакуум: если радио, то Би-Би-Си; фильмы и сериалы — в оригинале; подкасты — тоже англоязычные. Если ваши друзья говорят по-английски, предложите им перейти на режим «инглиш».

Мне воспринимать на слух английскую речь очень помогали англоязычные курсы в университете. Кстати, у нас вот целая программа в МГУ открылась на английском — приходите и слушайте носителей, сколько хотите! Только за прошлое полугодие у нас было три лектора из Великобритании и еще трое из США.

3) Райтинг

-5

Много слушать английскую речь полезно и для райтинга. Трагедия нашего студента заключается в том, что логика построения предложения на русском языке очень отличается от английского. А знаете, что еще отличается? Логика того, как эти предложения мы складываем в абзацы, а абзацы — в тексты. Полет русской мысли необъятен, мы можем начать писать список продуктов на холодильнике и закончить его вопросом о том, что первично «бытие или сознание?». А IELTS от нас потребует четко структурировать свой ответ и быть логичными от начала и до конца, ни на миллиметр не выходя за рамки темы.

Кстати, в райтинге на IELTS есть несколько процедурных особенностей, запишу их в отдельной главе.

Глава три, в которой есть два разных райтинга

На райтинге вам предложено два задания. В первом нужно описать график. Он может быть разным, поэтому прежде, чем идти на экзамен, убедитесь, что вы знаете, что такое bar chart, и как сказать «диаграмма» по-английски.

-6

В хэндбуках, о которых я писала выше, есть много заданий с разными графиками и идеальными ответами на них. Изучите их (ответы) внимательно и постарайтесь написать свои тексты на каждый из указанных там типов графиков. Из получившегося материала составьте шаблон вашего ответа на райтинг 1. Помните: ваш ответ должен содержать разную (и специализированную) лексику, т.е. вы должны уметь сказать, что «показатель, изображенный на графике, уверенно идет вверх», как минимум, двумя разными способами!

Райтинг два — это задание — мечта! Тут нужно размышлять над какой-то нетривиальной задачей, приводить аргументы, спорить или соглашаться. Это то, что в западном образовании называют гордым словом «эссе», которое абсолютно всегда имеет а) структуру; б) внутреннюю логику; в) разнообразную лексику.

Глава четыре, в которой нужно много говорить

Наконец, спикинг. «Ахилесова пята» наших соотечественников. Абсолютное большинство моих друзей получило наименьший балл именно по этому параметру. И я — не исключение.

-7

Проблема бедного студента заключается в том, что если подготовиться к предыдущим разделам можно было по учебникам, то спикинг нужно тренировать исключительно «в поле». И если вы не можете позволить себе небольшие каникулы в Лондоне перед экзаменом, то, вероятно, такой список идей придёт в вашу голову:

Идея номер один: пойти в разговорный клуб.

Я такое пробовала несколько раз, было смешно, потому что все пришли общаться с носителями, а получили только одного иностранца. И того из Турции. Русскоговорящего.

Идея номер два: зарегистрироваться в приложениях по language exchange

Я пыталась, но мне было страшно звонить каким-то незнакомым людям и начинать говорить с ними о чем-то по скайпу. Но если вы не трусите - вперёд!

Идея три: много общаться с иностранными студентами в России

По долгу работы этой возможностью я могла пользоваться регулярно. А вы сейчас можете познакомиться с нашими студентами, один из которых приехал в МГУ из Америки:)

Идею три сопровождает еще один совет: найдите на ютубе запись того, как проходил IELTS Speaking у других людей. Попробуйте оценить их речь по критериям. Ставьте видео на паузу и тренируйтесь отвечать на вопросы экзаменатора, записывая себя на диктофон. Ловите ошибки в своей речи. Боритесь с ненужными паузами и словами-паразитами (особенно все почему-то любят слово «like» не в значении «нравиться», а как эквивалент русского «типо»). Да, обычно эту функцию выполняет высококвалифицированный преподаватель, но мы-то с вами избрали путь не из лёгких, и мы будем вознаграждены за это, когда увидим заветный балл на экране ноутбука.

Остановлю себя здесь, чтобы не перегружать текст, он, кажется, уже достаточно сильно напугал вас. Поэтому сейчас самое время написать, что да, IELTS — это не просто. Но нет в мире целей, которые вы не могли бы достичь. Весь вопрос в вашей мотивации и усердности. Много решайте, верьте в себя и тогда экзамен не принесёт вам никаких сюрпризов и даже наоборот - приблизит вас ещё на один шаг к мечте.