Найти в Дзене
Частная почта

Искусство не обязано быть понятным

Оглавление
фото: вс
фото: вс

Есть декларации, а есть проекты.

Многое в современном искусстве складывается не вдруг. Не усилиями одного автора. Не в свете вспышки творческого озарения. Современное искусство в противоречие стремительности и прагматизму эпохи технократического ренессанса требует терпения, времени и участия.

Современное искусство оказывается многомерным и, при всей спонтанности и неожиданности отдельных его элементов: картин, скульптуры, музыки… способным сплетаться в единую ткань пространства и времени, которая сама обращается арт-объектом, имеющим цвет, форму, смысл, звучание и общий посыл.

Когда 1 ноября 2018 года в здании Выставочного центра Санкт-Петербургского Союза художников открывалось новое выставочное пространство Ольга Прожерова, руководитель выставочного отдела Санкт-Петербургского союза художников, говорила о намерении Союза сделать это пространство местом творческих экспериментов, где станут возможны экспозиции, выходящие за рамки обычных представлений, стандартов и форматов. Пространство, которое может стать "лицом" Союза.

В тот момент это воспринималось скорее, как пожелание, нежели как декларация.

Участники выставки «Петербург», 1 ноября 2019 года
фото: вс
Участники выставки «Петербург», 1 ноября 2019 года фото: вс

Время показало, что это проект.

За 12 недель, миновавших с того времени в пространстве на первом этаже дома 38 по Большой Морской улице, сменилось уже несколько экспозиций, каждая из которых была достойна внимания публики именно ввиду нестандартности работ, представленных не рядовыми авторами. Декларация трансформировалась в процесс. Динамичный, яркий, способный удивлять, ставить вопросы, заставлять думать и сопереживать.

А теперь Николай Сажин.

С 23 января 2019 года в пространстве, которое стоило бы называть Аванзалом Выставочного центра, открылась экспозиция «Фантазии старого калебасника», собранная из работ известного петербургского художника Николая Алексеевича Сажина.

-3

На открытии.

Подавляющее большинство гостей – художники. Многие сами с именем, званиями, множеством персональных выставок. Привлечь такую публику, удивить, предложить ей нечто способное притянуть внимание – сложно, но если это удалось, то значит для обывателя есть повод не полениться и выбраться, несмотря на гололёд, мороз и прочие неурядицы, чтобы посетить эту выставку.

На открытии выставки «Фантазии старого калебасника», 23 января 2019 года
фото: вс
На открытии выставки «Фантазии старого калебасника», 23 января 2019 года фото: вс

Знакомое. Неведомое. Что?

Где та граница, за которой предмет быта приобретает свойства символа? Есть ли способ вывести формулу превращения праха в зерно? Как разрушение стимулирует созидание? Что происходит в момент рождения? Как трепет переходит холод и отторжение? Есть ещё много вопросов, которые невольно всплывают в сознании под впечатлением от работ, составляющих экспозицию. Только нужно ли пытаться интерпретировать словами, то, что необходимо прочувствовать, ощутить самостоятельно?

На открытии выставки «Фантазии старого калебасника», 23 января 2019 года 
фото: вс
На открытии выставки «Фантазии старого калебасника», 23 января 2019 года фото: вс

Искусство может быть собой.

Выставка работ Николая Сажина не для всех. Если кого-то может шокировать даже отсылка к натурализму, или само упоминание плотского влечения – ходить явно не стоит. Если есть необходимость искать возможности выйти за рамки формального восприятия мира, если не пугает перспектива столкнуться с вопросами, требующими мужества и откровенности для поиска ответов, если нет первобытного страха, перед неодномерностью образов – значит есть все основания использовать возможность.

Выставка будет открыта до 14 февраля 2019 года.

Вадим Сафонов

_____________________________________

Если вы дочитали до этого места, не поленитесь поставить отметку "нравится" и переслать ссылку на статью своим друзьям и знакомым.

Не стесняйтесь подписываться на канал "Частная почта".

Комментарии не запрещаются.*

______________________________________
* Разрешены любые высказывания в пределах литературных конструкций.