Начал изучать медиапроект «Чемоданы Тульса Люпера» (первый фильм) Питера Гринуэя. Что сказать… Гринуэй запланировал масштабный эксперимент не столько в кино, сколько в области, именуемой «современное искусство». Запланирован проект из трех фильмов, я их приготовил к просмотру: сериал из 16 серий, 92 компакт-диска с дополнительными материалами и какое-то неимоверное количество самых разных веб-сайтов.
Если говорить о Гринуэе, то, вообще-то, его страсть к коллекционированию —систематизации и рассматриванию мелких маленьких предметов-деталей, — как в полном смысле, так и в смысле черт характера или нравится, или не нравится. Собственно, как и его восприятие кино. Визуально это постоянная игра с экраном, который распадается на многие части, и шрифтом, который становится частью изображения, причем довольно важной. Сценарно это тоже игра смыслов вокруг одного сюжета, который точно так же распадается на смысло-сюжеты.
Слово «чемодан», которые вынесено в заглавие всего проекта, — на самом деле ключевое к творчеству Гринуэя в последние годы. Страсть к систематизации и всепоглощающее желание коллекционировать очень хорошо отражают слово «чемодан»! Коллекционер никогда не соглашается с узкой темой коллекционирования, его коллекция всегда отличается от коллекции кого-то другого, даже если они собирают «одну тему». Коллекционирование вообще очень британское занятие, не случайно Гринуэй классик современного британского кино, как когда-то Дэвид Лин.
В принципе, и на жизнь можно посмотреть как на коллекцию моментов и событий, которые вы систематизируете и храните в чемодане своего сознания. Лично мне подход и стилистика Гринуэя нравятся — я получил удовольствие. Хотя, возможно, не такие зануды, как я, не проникнутся всей этой идеей и скажут, что очень скучно.