«Вчера стала свидетелем такой ситуации на детской площадке. Малыши года по два-два с половиной играли на площадке, мамы на лавочке были заняты своими «телефонными» делами. Рядом с площадкой лежала собака, видимо бездомная. Одному из деток наскучило играть в свои детские игры, он взял лопатку и направился прямиком к собаке. Подойдя к ней он просто начал её этой лопаткой лупить, попинывая вдобавок ещё и ногами. Мамочка отвлеклась от гаджета и крикнула: «Не бей собаку, а то укусит!» . Вы понимаете, то есть собаку нельзя бить не потому что ей больно, а только потому, что она укусит. Вот при таком подходе кто потом вырастет из такого ребёнка, зоосадист? Или я излишне впечатлительная?»
Проблема жестокого обращения детей по отношению к животным чрезвычайно острая и актуальная. Всё чаще мы видим последствия таких детских «забав». Здесь важно понимать именно особенности возраста ребёнка. В описанной ситуации ребёнку нет ещё трёх лет, поэтому такие малыши ещё не осознают, что своими такими действиями причиняют боль. Они ещё не понимают, что это живое существо со своими чувствами. Но именно в этом возрасте ( а лучше и пораньше)и следует правильно объяснить ребёнку все тонкости общения с братьями нашими меньшими, дабы потом не рвать на себе волосы, что в доме подрастает «маньяк».
Если ребёнку ещё нет трёх лет, то животное в доме пока лучше не заводить. Но если же ребёнок появился в семье, где питомец уже живёт, то следует с первого года показывать правильный пример, как нужно с ним обращаться. Не нужно орать «не трогай, нельзя» или взывать к совести, он пока не может этого осознать, но почувствовать он в состоянии. Поэтому, если увидели попытки «помучить» животное, возьмите ребёнка на руки и расскажите, что собачка(кошечка,хомячок и т.д ) чувствует. Объясните, что это друг, что он вас охраняет, защищает и любит, покажите как надо гладить животное, гладьте его вместе. Ну и сами,конечно, не шлёпайте питомца, даже если нашкодил, не орите на него, не дразните.
С трёх лет детям уже более внятно можно всё объяснить, он может вас понять и сделать выводы. Объясняйте почему нельзя бить зверушку, что ему больно, объясняйте каждый раз, когда видите неправильное взаимодействие. Многие дети относятся к животным, как игрушкам, они не чувствуют их страдания. Здесь поможет «очеловечивание» зверушек, даже абсолютно незнакомых, которых вы встретили на прогулке. Например, гуляете, а вам навстречу бежит котик(сидит голубь,кто угодно), обратите внимание ребенка на животное. Придумайте ему имя: «Посмотри, какой пушистый котик, как ты думаешь, как его зовут? А может у него нет имя? Давай придумаем, какое имя ему подойдёт? Как ты думаешь куда он идёт?»
Хорошо срабатывает метод предложить ребёнку поставить себя на место животного: «Представь себе, что ты сидишь и рисуешь, а тут в окно влезает огромная лапа и начинает к тебе тянуться. Страшно? Вот и Кеша наш также боится когда ты лезешь к нему в клетку.» Такие примеры позволяют ребёнку понять, что чувствуют наши маленькие питомцы. Учите находить общие черты между вами и животными: «Буся тоже любит творожок, как и ты, а вот мороженое она не есть, ей больше нравится рыба». Любые ситуативные обсуждения из жизни животных очень помогают. Читайте рассказы о животных, сказки с их участием, смотрите интересные передачи, фильмы, где человек и животное дружат и помогают друг другу, где животные спасают людей(только все истории должны быть с хорошим концом, без гибели пушистого персонажа).Пусть он узнаёт, что есть различные породы собак и кошек, объясняйте их качества, какую они несут пользу. Вместо того, чтобы прогонять птичек, лучше вместе их покормите: «Птички чувствуют, что ты добрый и хочешь их накормить, поэтому они к тебе и прилетают». То есть объясните, что и животные тоже чувствуют, как к ним относится человек. Можете соорудить вместе скворечник, чтобы птичкам было где жить. А чему можно у того или иного животного научиться, а чему ты можешь его научить? То есть очень детально даём представление ребёнку о тех, кто его окружает. Не запрещаем трогать собаку, а учим как правильно её нужно трогать. Если это чужая собака, то предварительно спрашиваем разрешения и уж потом «практикуем». Прямой запрет на агрессию по отношению к животным также как и к людям обязателен,нельзя- это закон. Всегда нужно быть начеку и пресекать каждый раз «неправомерные действия».
«Жестокие игры» детей постарше просто так сами по себе появляются крайне редко. Зачастую жестокости способствуют другие проблемы, которые влекут за собой вот такой вот выплеск. Проанализируйте, что его толкает на такие поступки, причин несколько может быть, но все они связаны именно с родителями. Если в доме приветствуются телесные наказания, строгие запреты, ругательства, крики, то чему тут удивляться, ребёнок учится у вас. Если же родители себе позволяют толкнуть или ударить животное, ребёнок будет это повторять, даже если он единожды это увидел. Если у вас постоянные конфликты, то ребёнок свои переживания вымещает на более беззащитном существе(папу ударить чревато последствиями). Агрессией дети могут выражать свою ревность, даже если вам кажется,что для этого у них нет оснований. У них может быть такое поведение именно из-за страха перед животными, может кто-то напугал в детстве или вы сами ему этот страх внушили. В любом случае, как бы это банально не звучало, ребёнку не хватает вашего внимания, дарите ему больше любви и ласки, стабилизируйте саму атмосферу в семье.
Просто рявкнуть «отпусти,не трогай» будет иметь временный эффект и глобально проблему не решит, особенно если вас не будет на тот момент рядом. Направляйте его энергию в мирное русло, пусть он эти «острые» ощущения испытывает в другом месте, обеспечьте его такими занятиями. Давить на ребёнка не нужно, но планомерно и монотонно гните свою линию. И будьте примером для своих детей.
Интересная статья? Подписывайтесь на канал Преодоление, делитесь с друзьями, ставьте Класс. И не стесняйтесь комментировать.
Читайте также: Зарождение жестокости.
Дедушка плохому не научит.
Вы сами калечите своих детей. Откровения психолога.