В первые дни войны успешно развивающееся немецкое наступление позволило частям Вермахта захватить немало советской бронетехники, которая после модернизации охотно использовалась германскими танковыми частями. Когда положение на фронте стало выравниваться, в руки уже советских частей стали попадать немецкие «Т-3» и «Т-4». Они активно применялись в основном для проведения скрытых операций, так как по своим характеристикам уступали советским «Т-34» и «КВ». А вот массово появившиеся позже в 1943-1944 гг. «Тигры» и «Пантеры» таким успехом среди советских танкистов не пользовались. И дело вот в чем…
«Кошки» на фронте
Первые танки «Тигр» стали поступать на Восточный фронт в августе 1942 года. «Полосатые» оказались грозным соперником. Они поражали броню советских «тридцатьчетверок» более чем с километра, причем сами были уязвимы для них только с дистанций менее 200 метров. Но в первом своем бою под Ленинградом «Тигры» не удивили – болотистая местность и зыбкие почвы сделало применение тяжелой немецкой бронетехники очень ограниченным, а на некоторых участках и вовсе невозможным.
Зимой 1943 года там же – под Ленинградом – немцы лишились двух «зверей», один из которых застрял, а второй получил попадание в башню. Чтобы не оставлять трофеи врагу, танкисты Вермахта обе машины взорвали. Но на этом неприятности не закончились. Уже день спустя – 18 января – немцы потеряли еще два «Тигра»: у одного из них сломался двигатель, а второй был брошен невредимым, так как угодил в торфяную яму.
Танки были отбуксированы на полигон, подробно изучены и испытаны обстрелом. Также был произведен обстрел советской бронетехники из пушек «Тигра». По результатам были сделаны соответствующие (неутешительные) выводы и началась активная работа по модернизации «тридцатьчетверки», созданию новых противотанковых пушек и тяжелых САУ.
Неудобный «зверинец»
В докладе 4-й Танковой Армии Главному штабу РККА была такая информация: «Указанные танки [«Пантеры»] являются сложными в эксплуатации и ремонте. Запасные части к ним отсутствуют… Для питания танков необходимо предусмотреть бесперебойную поставку в части авиабензина высокого качества. Кроме того, в армии имеются большие проблемы с боеприпасами для немецкой 75-мм пушки обр. 1942…»
Аналогичная ситуация была и с «Тиграми». Всего за время войны запротоколировано около двух десятков случаев их захвата и периодического (чаще всего – непродолжительного) использования. В отличие от немецких, советские инженеры даже не пытались чинить вышедшую из строя трофейную технику – ее попросту уничтожали после того, как она вырабатывала свой ресурс.
Часто «кошками» доукомплектовывались взводы «тридцатьчетверок», в которых немецкая бронетехника выполняла роль командных танков. Такому применению способствовала более мощная и качественная рация, которой комплектовались «Тигры», а также наличие командирской башенки, улучшающей обзор в бою.
Да и сами танкисты были не в восторге от трофейной тяжелой техники. Она была хоть и мощнее по бронированию и вооружению, но и более сложной в управлении, требовала адаптации и привыкания. Да к тому же «… чаще ломалась, чему стреляла», - как говорили советские танкисты.