Треугольник Карпмана или женщина с веслом.
Регистрация пройдена. Не важно, как я успела. Главное, что стою уже на посадку. Впереди живописная группа. Надо сказать, что каждый раз, когда лечу в Архангельск, наблюдаю красивый северный народ. Широкобровых, светлоглазых, русоволосых, статных. Люблю смотреть и вычислять- кто домой, кто по делам, кто в гости.
Ну так вот, про группу. Бабушка, дедушка, две внучки- примерно лет 6 и 3. Ну и мама где-то. С ними ещё двое мужчин, но похожи на «просто знакомые». Бабушка всем рулит. Она сразу заметна всем. «Аня, куда ты пошла? Надо Еве шапку надеть. Витя, возьмёшь тот пакет. Лена, давай, надевай куртку и пойдём!» Аня пытается что-то там сказать, её практически не слышно. Мать/бабушка останавливает её одним взглядом. Берёт на руки младшую внучку, хватает за руку старшую и активно шагает в автобус в числе первых. Естественно, приходится ждать, пока все остальные, не столь бодрые и активные, подтянутся. Бабушке уже жарко и тяжело. Дети начинают ныть. Оно и понятно. Мать где-то осталась в терминале. Она не успела так быстро. Бабушка начинает злиться. На кого? На автобус, на дочь, на мужа, на внуков. Но ведь это она всё спланировала? Это не важно. В этот момент, первый автобус, заполненный, закрывает двери. Бабушка/мама с криком «Аня живее!!!» бросается к двери и пытается вставить в закрывающуюся дверь башмак. Её останавливают и говорят, что дочь подъедет в другом автобусе. Она замолкает. Видно, что даже крылья носа побелели- так сильно она злится. Всё пошло не так, потому что все всё не так делают! И главная виновница сейчас- дочь, которая где-то замешкалась. О том, что это она сама схватила детей, потащила бегом в автобус- об этом говорить не стоит- убьёт. Дети задают вопросы, но она молчит. Потому что в ярости. Муж предлагает забрать ребёнка, ставит пакеты. «Не надо! Я буду держать!». Он делает ещё одну попытку помочь- предлагает ей сесьть. «Нет! Я буду стоять!» всё цедит сквозь зубы. В руках, оказывается, есть ещё пакет. Муж пытается воззвать к разуму, взять пакет из рук. «Ты сейчас пакет порвёшь!!! Я буду держать всё сама!». Муж уже психует. И просто отстраняется, отворачивается. Так же неловко становится тем самым мужикам- знакомым. Они тоже молчат.
Что это было? Классика созы. Созависимости. Контроль за жизнью всех, эпик фэйл, гнев на окружающих, падение в святую женщину-жертву. Дочь не наблюдала. Мужик, я думаю, старается всячески избегать своей мегеры. Уходит в работу/рыбалку/охоту. Во что угодно, только бы пореже вот так.
В треугольнике Карпмана три вершины, три роли- Спасатель, Жертва, Агрессор. Спасатель - это Миссия, который всё держит на своих плечах, всегда знает, как правильно и что все должны делать. Он контролирует всех и убеждён, что без него бизнес загнётся, семья не выживет, дети превратятся в наркоманов и станут дворниками. Дети у Спасателей не имеют разумения до глубокой старости. Но Спасателю всегда нужны благодарные почитатели. Аплодисменты и лавры. Плевать, что его о помощи не просили! Должны быть благодарны. И вообще, он имеет право влезть в Вашу жизнь и причинить добро. Это ацкий треш. Но это ещё только начало. Когда благодарности начинает не хватать, Спасатель может нырнуть в Агрессора. И на Вас обрушится вся мощь «праведного гнева» за неоцененность и неправильное поведение. Что значит- ты не будешь так делать?!!! Да как ты смеешь!!! Вы узнаете о себе много нового и интересного. В праведном гневе Вам достанут и ткнут в нос все Ваши прегрешения, начиная с момента, когда Вы подарили Максиму из детского сада дорогие фломастеры, которые было нельзя. Вы уже тогда были сволочью неблагодарной. Если не в Агрессора, или сразу после, на сцену выходит Жертва. Это святая, чаще баба, которая страдает от непонимания и черствости всех окружающих. На извинения, святая Жертва гордо вздёрнет нос, подтянет поближе весло и рельс и скажет с дрожащим подбородком: «Раньше надо было думать!». Она будет страдать ярко и картинно. Желательно прилюдно. Чтобы негодяй, который довёл её бедную до такого состояния, был публично осуждён. Нет! Не предлагайте ей помощь, ей не нужны извинения! Она будет страдать.
Жить в этом? Ну кому-то, я думаю, знакомо. У меня прям картинка из детства и юности- моя мама во плоти. И я Вам скажу- свят,свят. Выскочить из треугольника сложно, но можно. К примеру, согласившись быть тем самым неблагодарным негодяем. Просто говоришь- да, я такой/такая, разворачиваешься и уходишь. Либо ржать над этим. Доводить до абсурда любые вмешательства и манипуляции. Не включаться в диалоги, не спасать, обозначать границы и да, иногда уходить вообще. Потому что это заразно. Это приводит либо к тому же самому, либо к зависимости, либо к жестокому неврозу. Потому что со Спасателем Вы будете чувствовать себя всегда обязанным, с Жертвой- всегда виноватым, с Агрессором- конченым человеком. И чем глубже Вы в это влезаете, тем сложнее выбираться. Так что, если чувствуете себя как-то не так- возьмите паузу и разберитесь. А если Вы в этом треугольнике, идите к психологу. По книжкам вылезти из этого- гораздо дольше, сложнее, если вообще возможно.