Традиция присваивать имена самолетам пришла из глубин веков, когда мореходы, отправляясь в дальние и опасные путешествия, наделяли свои лодки чертами мифического или действительного персонажа. К моменту появления авиации давать имена кораблям - стало обязательным.
Авиация – это тоже флот, только воздушный, и бороздит не менее опасные просторы пятого океана, в который завернут наш земной шар.
В эпоху становления авиационной промышленности в СССР, в годы первых пятилеток самолеты были изделиями штучными. Большие воздушные суда совершали рекордные перелеты, становились символами успеха молодого государства. Часто им присваивались имена городов, известных писателей, летчиков. Например, ЦКБ-30, на котором Владимир Коккинаки установил множество мировых рекордов, носил имя нашей столицы – «Москва».
Традиция давать имена самолетам нашла свое продолжение и в суровые годы Великой Отечественной войны. Всем именным самолетам уделить внимание невозможно, для этого потребуется отдельная статья, поэтому расскажем лишь о некоторых.
Так, в начале февраля 1943 года летчики 237-го штурмового авиационного полка приняли штурмовик Ил-2 с трогательной надписью на фюзеляже: «От Леночки – за папу!».
Другой Ил-2 был построен на деньги семьи ленинградцев. На левой стороне его фюзеляжа крупными красными буквами было написано «Месть Бариновых», на правой – «За Ленинград». Женщины из семьи Бариновых просили, чтобы их штурмовик достался лучшему летчику. 1 июня 1944 года самолет торжественно передали капитану 943-го штурмового авиационного полка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, будущему Герою Советского Союза Георгию Паршину.
Молодежь города Ярославля собрала средства на постройку двух эскадрилий Ил-2. На борту каждого самолета была надпись «Ярославский комсомолец».
Громили захватчиков дальние бомбардировщики Ил-4 – «Дальневосточный чекист», «Гроза», «Платоновский комсомол», «За Родину», «Отважный», «Советское приморье».
После Великой Отечественной войны появились красивые самолеты, предназначенные для гражданской авиации. Стало почетным называть воздушные суда в честь городов. Турбовинтовые пассажирские самолеты Ил-18 носили имена «Москва», «Варшава», «Карловы Вары» и других советских городов-побратимов.
Дальний магистральный пассажирский самолет Ил-62 получился очень удачным в своем классе машин и долгое время связывал между собой различные страны и континенты. Кроме «Аэрофлота», Ил-62 и Ил-62М поставлялись в авиакомпании Чехословакии, Кубы, Польши, Анголы, Венгрии, Румынии, Китая, КНДР, Ливии. В разные годы борта Ил-62 назывались «Прага», «Братислава», «Брно», носили имена Адама Мицкевича, Марии Склодовской-Кюри. Флагманскому самолету МЧС Ил-62М в 1980-х годах было присвоено имя летчика, Героя Советского Союза Михаила Громова.
Вернулась традиция наименования и к военным воздушным судам. 26 реактивных военно-транспортных самолетов типа Ил-76 получили бортовые имена в зависимости от места базирования, памятной даты в авиации или другого яркого события.
Например, в 2004 году Ил-76М был назван «Гвардейский Красносельский» в честь 60-летия присвоения полку почетного наименования «Красносельский».
В честь 55-летия Победы другой Ил-76МД получил имя «Город-герой Смоленск», еще один, в честь праздника части, – «Валентина Гризодубова», третий, во время празднования 69-й годовщины ВТА, – «Маршал авиации Скрипко» (теперь этот борд модернизирован до уровня Ил-76МД-М).
Именем шеф-пилота «Ильюшина», дважды Героя Советского Союза Владимира Коккинаки в 2005 году были названы самолеты Ил-76ТД-90ВД и дальний широкофюзеляжный пассажирский Ил-96-300 (о В. К. Коккинаки читайте в газете «Ильюшинец», №15/11.2018).
В 2004 году имя Генерального конструктора «Ила» Генриха Новожилова было присвоено легкому многоцелевому самолету Ил-103. Эта крылатая машина летает и сейчас.
Первый серийный модернизированный Ил-38Н в 2014 году был назван в честь Радия Петровича Панковского, выдающегося конструктора ОКБ «Ильюшина», внесшего большой вклад в создание этого самолета.
В августе 2015 года новый российский военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А получил почетное имя Генерального директора, Генерального конструктора «Ильюшина» Виктора Ливанова. Именно под руководством Ливанова был осуществлен проект переноса в Россию производства тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 и на ульяновском заводе «Авиастар-СП» организовано серийное производство модернизированного Ил-76МД-90А.
В октябре 2015 года президентскому самолету Ил-96-300ПУ было присвоено имя Генриха Васильевича Новожилова, в честь девяностолетия знаменитого авиаконструктора.
В декабре 2017-го итогом совместной инициативы руководства Дивизиона транспортной авиации ОАК и командования ВТА стало присвоение имени авиаконструктора Олега Антонова самолету Ан-124-100. До этого «Руслан» прошел глубокую модернизацию на ульяновском авиастроительном предприятии АО «Авиастар-СП». Уникальная машина была создана коллективом конструкторов во главе с Олегом Константиновичем Антоновым при участии многих советских отраслевых научно-исследовательских институтов.
За каждым именным самолетом стоит история целого города, трудовой или ратный подвиг человека, мужество, самоотверженность и высокое летное мастерство экипажей, их готовность в любой момент выполнить поставленные задачи, которые нередко сопряжены с риском для жизни. За каждым именным самолетом стоит наша история – история России, которой мы по праву гордимся.
Необычные названия
Одним из наиболее колоритных штурмовиков летом 1943 года был Ил-2 капитана Василия Емельяненко, который имел желтый номер «100» с черной окантовкой и изображение нот в честь рождения песенки о легендарном самолете. Емельяненко имел на это полное моральное право, так как до поступления в летную школу учился в московской консерватории на композиторском факультете. И, возможно, благодаря ему на самолете Маэстро из знаменитого фильма «В бой идут одни старики» появились ноты.
Еще один Ил-2 нес на борту надпись: «Куплен на личные сбережения экипажа». И действительно, летчик Георгий Чайко, воздушный стрелок Константин Шишкин и авиационный механик Павел Бобров потратили на эту машину свои средства. Они несли службу на Дальнем Востоке, и рапорты с просьбой отправить их на фронт неизменно возвращались с пометкой: «Нужны здесь».
Тогда ребята нашли необычный выход из ситуации. Они отдали в Фонд обороны свои сбережения, но самолет – вещь дорогая, их денег не хватило. Выручил Костя Шишкин, который обратился за помощью к отцу – колхознику. Нужная сумма была собрана, и экипаж отправился на фронт на собственном Ил-2.