Найти тему

"От Леночки - за папу". История именных самолетов Ил

Традиция присваивать имена самолетам пришла из глубин веков, когда мореходы, отправляясь в дальние и опасные путешествия, наделяли свои лодки чертами мифического или действительного персонажа. К моменту появления авиации давать имена кораблям - стало обязательным.

Авиация – это тоже флот, только воздушный, и бороздит не менее опасные просторы пятого океана, в который завернут наш земной шар.

В эпоху становления авиационной промышленности в СССР, в годы первых пятилеток самолеты были изделиями штучными. Большие воздушные суда совершали рекордные перелеты, становились символами успеха молодого государства. Часто им присваивались имена городов, известных писателей, летчиков. Например, ЦКБ-30, на котором Владимир Коккинаки установил множество мировых рекордов, носил имя нашей столицы – «Москва».

Традиция давать имена самолетам нашла свое продолжение и в суровые годы Великой Отечественной войны. Всем именным самолетам уделить внимание невозможно, для этого потребуется отдельная статья, поэтому расскажем лишь о некоторых.

Так, в начале февраля 1943 года летчики 237-го штурмового авиационного полка приняли штурмовик Ил-2 с трогательной надписью на фюзеляже: «От Леночки – за папу!».

Один из штурмовиков Ил-2 был построен на средства, собранные советскими детьми. Первый взнос сделала ученица 1 «Б» класса 612-й московской школы Лена Азаренкова, дочь погибшего летчика – старшего лейтенанта Анатолия Азаренкова. Она отдала на строительство самолета сэкономленные ею за счет елки и игрушек 110 рублей. 
Письмо Лены Азаренковой тов. Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович. Мой папа, Азаренков Анатолий Васильевич, командир эскадрильи штурмовой авиации, погиб на фронте, защищая нашу Родину, которую я очень люблю. Моя мама погибла в Киеве, я живу с бабушкой. Она пенсионерка, инвалид 2-й группы. При получении пенсии она дарит мне игрушки. Я копила деньги на елку и накопила 110 рублей, которые прошу вас принять для построения штурмового самолета и передать его в полк 237, в котором служил мой папа, чтобы товарищи моего папы отомстили гадким немцам за смерть папы, за бабушку, она так много плачет, и за меня».
Письмо было опубликовано в журнале «Огонек» №4 за 1943 год, и дети всей страны начали жертвовать свои «елочные» и «конфетные» деньги на постройку самолета.
Летчики 237-го штурмового авиаполка, получившие именной самолет, написали Лене Азаренковой: «Дорогая Леночка! Мы получили в боевой строй построенный на собранные по твоему почину деньги самолет. Заверяем тебя, что мы, боевые друзья твоего отца, отомстим немецким бандитам за его смерть. На боевом штурмовике мы написали твое имя и вручили его лучшему товарищу твоего папы».
Один из штурмовиков Ил-2 был построен на средства, собранные советскими детьми. Первый взнос сделала ученица 1 «Б» класса 612-й московской школы Лена Азаренкова, дочь погибшего летчика – старшего лейтенанта Анатолия Азаренкова. Она отдала на строительство самолета сэкономленные ею за счет елки и игрушек 110 рублей. Письмо Лены Азаренковой тов. Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович. Мой папа, Азаренков Анатолий Васильевич, командир эскадрильи штурмовой авиации, погиб на фронте, защищая нашу Родину, которую я очень люблю. Моя мама погибла в Киеве, я живу с бабушкой. Она пенсионерка, инвалид 2-й группы. При получении пенсии она дарит мне игрушки. Я копила деньги на елку и накопила 110 рублей, которые прошу вас принять для построения штурмового самолета и передать его в полк 237, в котором служил мой папа, чтобы товарищи моего папы отомстили гадким немцам за смерть папы, за бабушку, она так много плачет, и за меня». Письмо было опубликовано в журнале «Огонек» №4 за 1943 год, и дети всей страны начали жертвовать свои «елочные» и «конфетные» деньги на постройку самолета. Летчики 237-го штурмового авиаполка, получившие именной самолет, написали Лене Азаренковой: «Дорогая Леночка! Мы получили в боевой строй построенный на собранные по твоему почину деньги самолет. Заверяем тебя, что мы, боевые друзья твоего отца, отомстим немецким бандитам за его смерть. На боевом штурмовике мы написали твое имя и вручили его лучшему товарищу твоего папы».

Другой Ил-2 был построен на деньги семьи ленинградцев. На левой стороне его фюзеляжа крупными красными буквами было написано «Месть Бариновых», на правой – «За Ленинград». Женщины из семьи Бариновых просили, чтобы их штурмовик достался лучшему летчику. 1 июня 1944 года самолет торжественно передали капитану 943-го штурмового авиационного полка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, будущему Герою Советского Союза Георгию Паршину.

Когда началась война, семья Бариновых, проживающая в Ленинграде, состояла из шести человек: родители, три дочки и сын. К январю 1944 года, когда город был освобожден от блокады, семья Бариновых насчитывала в своем составе лишь два человека – мать Прасковью Васильевну и старшую дочь Женю. Глава семьи Петр Иванович и младшая дочь умерли от голода, средняя уехала в эвакуацию. О судьбе сына Виктора, ушедшего на фронт добровольцем, долгое время не было никаких известий. Он вернулся в 1945-м, был в плену. Спустя несколько недель после снятия блокады Прасковья Васильевна и Женя отнесли Госбанк все свои сбережения и драгоценности. В 1919-м Петр Иванович отдал в фонд молодой Красной Армии свои накопления, женщины последовали его примеру и в честь снятия блокады попросили построить на их деньги военный самолет.
Когда началась война, семья Бариновых, проживающая в Ленинграде, состояла из шести человек: родители, три дочки и сын. К январю 1944 года, когда город был освобожден от блокады, семья Бариновых насчитывала в своем составе лишь два человека – мать Прасковью Васильевну и старшую дочь Женю. Глава семьи Петр Иванович и младшая дочь умерли от голода, средняя уехала в эвакуацию. О судьбе сына Виктора, ушедшего на фронт добровольцем, долгое время не было никаких известий. Он вернулся в 1945-м, был в плену. Спустя несколько недель после снятия блокады Прасковья Васильевна и Женя отнесли Госбанк все свои сбережения и драгоценности. В 1919-м Петр Иванович отдал в фонд молодой Красной Армии свои накопления, женщины последовали его примеру и в честь снятия блокады попросили построить на их деньги военный самолет.

Молодежь города Ярославля собрала средства на постройку двух эскадрилий Ил-2. На борту каждого самолета была надпись «Ярославский комсомолец».

Громили захватчиков дальние бомбардировщики Ил-4 – «Дальневосточный чекист», «Гроза», «Платоновский комсомол», «За Родину», «Отважный», «Советское приморье».

-4

После Великой Отечественной войны появились красивые самолеты, предназначенные для гражданской авиации. Стало почетным называть воздушные суда в честь городов. Турбовинтовые пассажирские самолеты Ил-18 носили имена «Москва», «Варшава», «Карловы Вары» и других советских городов-побратимов.

-5

Дальний магистральный пассажирский самолет Ил-62 получился очень удачным в своем классе машин и долгое время связывал между собой различные страны и континенты. Кроме «Аэрофлота», Ил-62 и Ил-62М поставлялись в авиакомпании Чехословакии, Кубы, Польши, Анголы, Венгрии, Румынии, Китая, КНДР, Ливии. В разные годы борта Ил-62 назывались «Прага», «Братислава», «Брно», носили имена Адама Мицкевича, Марии Склодовской-Кюри. Флагманскому самолету МЧС Ил-62М в 1980-х годах было присвоено имя летчика, Героя Советского Союза Михаила Громова.

Вернулась традиция наименования и к военным воздушным судам. 26 реактивных военно-транспортных самолетов типа Ил-76 получили бортовые имена в зависимости от места базирования, памятной даты в авиации или другого яркого события.

Например, в 2004 году Ил-76М был назван «Гвардейский Красносельский» в честь 60-летия присвоения полку почетного наименования «Красносельский».

Ил-76М "Гвардейский Красносельский" в движении. Фото: Армен Гаспарян
Ил-76М "Гвардейский Красносельский" в движении. Фото: Армен Гаспарян

В честь 55-летия Победы другой Ил-76МД получил имя «Город-герой Смоленск», еще один, в честь праздника части, – «Валентина Гризодубова», третий, во время празднования 69-й годовщины ВТА, – «Маршал авиации Скрипко» (теперь этот борд модернизирован до уровня Ил-76МД-М).

Ил-76МД-М "Маршал авиации Скрипко" Фото: Армен Гаспарян
Ил-76МД-М "Маршал авиации Скрипко" Фото: Армен Гаспарян

Именем шеф-пилота «Ильюшина», дважды Героя Советского Союза Владимира Коккинаки в 2005 году были названы самолеты Ил-76ТД-90ВД и дальний широкофюзеляжный пассажирский Ил-96-300 (о В. К. Коккинаки читайте в газете «Ильюшинец», №15/11.2018).

В 2004 году имя Генерального конструктора «Ила» Генриха Новожилова было присвоено легкому многоцелевому самолету Ил-103. Эта крылатая машина летает и сейчас.

-8

Первый серийный модернизированный Ил-38Н в 2014 году был назван в честь Радия Петровича Панковского, выдающегося конструктора ОКБ «Ильюшина», внесшего большой вклад в создание этого самолета.

-9

В августе 2015 года новый российский военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А получил почетное имя Генерального директора, Генерального конструктора «Ильюшина» Виктора Ливанова. Именно под руководством Ливанова был осуществлен проект переноса в Россию производства тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 и на ульяновском заводе «Авиастар-СП» организовано серийное производство модернизированного Ил-76МД-90А.

-10

В октябре 2015 года президентскому самолету Ил-96-300ПУ было присвоено имя Генриха Васильевича Новожилова, в честь девяностолетия знаменитого авиаконструктора.

В декабре 2017-го итогом совместной инициативы руководства Дивизиона транспортной авиации ОАК и командования ВТА стало присвоение имени авиаконструктора Олега Антонова самолету Ан-124-100. До этого «Руслан» прошел глубокую модернизацию на ульяновском авиастроительном предприятии АО «Авиастар-СП». Уникальная машина была создана коллективом конструкторов во главе с Олегом Константиновичем Антоновым при участии многих советских отраслевых научно-исследовательских институтов.

-11

За каждым именным самолетом стоит история целого города, трудовой или ратный подвиг человека, мужество, самоотверженность и высокое летное мастерство экипажей, их готовность в любой момент выполнить поставленные задачи, которые нередко сопряжены с риском для жизни. За каждым именным самолетом стоит наша история – история России, которой мы по праву гордимся.

Необычные названия

Одним из наиболее колоритных штурмовиков летом 1943 года был Ил-2 капитана Василия Емельяненко, который имел желтый номер «100» с черной окантовкой и изображение нот в честь рождения песенки о легендарном самолете. Емельяненко имел на это полное моральное право, так как до поступления в летную школу учился в московской консерватории на композиторском факультете. И, возможно, благодаря ему на самолете Маэстро из знаменитого фильма «В бой идут одни старики» появились ноты.

-12

Еще один Ил-2 нес на борту надпись: «Куплен на личные сбережения экипажа». И действительно, летчик Георгий Чайко, воздушный стрелок Константин Шишкин и авиационный механик Павел Бобров потратили на эту машину свои средства. Они несли службу на Дальнем Востоке, и рапорты с просьбой отправить их на фронт неизменно возвращались с пометкой: «Нужны здесь».

-13

Тогда ребята нашли необычный выход из ситуации. Они отдали в Фонд обороны свои сбережения, но самолет – вещь дорогая, их денег не хватило. Выручил Костя Шишкин, который обратился за помощью к отцу – колхознику. Нужная сумма была собрана, и экипаж отправился на фронт на собственном Ил-2.