Это был действительно талантливый человек. В 20 лет он уже числился донским казачьим атаманом. Фактически, свою юность и молодость он посвятил войне и политике. Вместе с братом Иваном они творили, пусть и местечковую, но серьезную геополитику, выстраивая отношения и с запорожцами, и калмыками, и татарами, и ногайцами, ну и, разумеется, официальной властью. Вступали в коалиции с одними соседними народами, воевали против других.
Как и несколько веков спустя, когда казнь Александра Ульянова зажгла в младшем Владимире пламя борьбы с властью, так и в том, далеком 17 веке - старший Иван Разин был казнен по приказу царского воеводы. Это стало искрой бунта, а сухой соломой стала проводимая политика центра по отношению к населению страны. Тяжелая и бесправная жизнь крестьян вынуждала наиболее крепких и сильных мужчин из их числа бежать на волю. Бежали они в основном туда, на Дон, откуда-то и выдачи нет. Казаки принимали этих беглецов, но их становилось всё больше. Были они силой, а девать её особо было некуда, а кормить следовало, во избежание разбоя. Развитие собственного хозяйства казаков не могли обеспечить необходимого уровня достатка расширяющегося общества. Поэтому, формировались отряды для набегов на соседние земли. Постепенно эти отряды сложились в крупную силу, которую и возглавил Степан. Авторитет его был непререкаем, а в таких делах важна дисциплина и порядок.
Дона тихого приволье,
Волги-матушки простор,
Где с судов больших и малых
Брал он с вольницей побор*
Успех сопутствовал казакам. Они преодолевали любое сопротивление. Грабили торговцев на суше и на воде. Для них не существовало неприкасаемых: частники, церковники, государственные торговые суда. Информация о наглых казаках доходила до Москвы, но долгое время её всерьез не воспринимали и отдавали на откуп региональным воеводам и их малочисленным войскам, которые, как правило, предпочитали, не вступать в открытое сопротивление, в том числе, и видя, сколь сильно эти разбойники иной раз любимы в народе.
Но разинцы уже захватывали целые города. Современный казахстанский город Уральск, стал тогда ставкой Степана, как позже примет и еще одного мятежника - Емельяна Пугачёва. Территорией грабежей этого движения станет всё побережье и воды Каспийского моря, вне зависимости от флагов. Грабили и персидские территории и русские. В 1669 году произошел легендарный бой у Свиного острова, близ Баку, где паре десятков казацких самодельных стругов противостоял официальный персидский флот из 70 судов, а численность войска шаха превосходила Разинское в 4 раза. Но казаки разбили всю эту эскадру, уничтожили почти всех персов и захватили в плен в числе прочих сына и дочь (ту самую княжну из песни) военачальника.
Эту победу оценили даже в Москве. Власть готова была простить им все прежние преступления при условии сдачи оружия и части добычи. Но казаки не просто отказались, а повернули свои силы уже теперь в открытую против правительственных сил. Исконным взглядом русского мужика было исповедание того, что царь-батюшка хороший. За народ печётся, а вражины бояре вокруг него препятствуют дохождению царёвой благости до каждого крестьянина. В расчете на эти взгляды и была создана идеология Разина. Он планировал как раз свергнуть всех менеджеров из числа московских и региональных элит. При этом, кого у него, якобы, не было. Утверждал, что с ним вместе шагают и ссыльный патриарх Никон, и (умерший) сын царя Алексей. Шли они по Волге и очень успешно, часто население сдавало города и веси без сопротивления. Все волжские крупнейшие города оказались захваченными.
Воевода Юрий Барятинский был мало того, что опытный потомственный военный, так и еще нрав у него был суровый. Не будучи даже боярином, он умел указать на место любому зарвавшемуся дворянину с великой фамилией. Утверждал он, что повинуется только царскому указу и никому кроме. Именно этот человек подойдя к Симбирску сумел дать наконец отпор казакам и наголову их разбить. Раненого Степана сначала вроде и увезли почти до Азова, но потом сами же казаки и сдали его властям. Барятниский же, стал поле этого боярином, стал служить при дворе и внес больше дело в устранении местничества.
Знать, уж долюшка такая,
Что на Дон казак бежал,
На родной своей сторонке
Во поиманье попал.*
К раненному Степану применили, наверное, большинство известных в те годы пыток. Пытали и брата его младшего. Ведь спрятали же где-то награбленное! Пусть скажут где. Разин молчал до последнего, а брат Фрол вроде согласился сотрудничать со следствием, но в итоге так ничего не смог показать, а может и не знал он о тайных схронах.
Вот и помост перед Стенькой…Разин бровью не повел.
И наверх он по ступеням бодрой поступью взошел.
Поклонился он народу, помолился на собор…
И палач в рубахе красной Высоко взмахнул топор…*
Его четвертовали, части тела выставили на обозрение, тело скормили собакам. Безусловно, преступник, да еще какой. Но, ведь, при внимании к его делам с самого начала, когда еще не вел он антигосударственных дел, а регулировал взаимоотношения между казаками, калмыками, да татарами - заметить бы и правильно на службу государеву привлечь - цены б такому воеводе не было.
*фрагменты стихотворения Ивана Сурикова - "Казнь Стеньки Разина"
***Подписывайтесь на 11 экю. Читайте нас, ставьте лайки и делитесь с друзьями. Впереди будет еще интереснее, ведь история не заканчивается.