Прошло уже почти сорок лет, а мне до сих пор интересно узнать - подобный способ крепления крышки воздухоочистителя двигателя на тракторе Т-130 это моя идея, или эта идея родилась в КБ Челябинского тракторного завода одновременно с моим предложением.
В СССР с рабочими местами было все в порядке. Наоборот, на крупных заводах и предприятиях ощущалась острая нехватка рабочих рук. Обкомы, райкомы, парткомы доводили до сельхозпредприятий в зимний период разнарядку о том, сколько рабочих должно в эти месяцы, пока не начались сельхозработы, съездить и поработать на промышленных предприятиях.
Вот и меня хозяйство откомандировало в начале 1981 года на ЧТЗ. Мне тогда было 19 лет. Попал по разнарядке в цех сварочных полуавтоматов, хотя как он называется правильно, уже не помню. В нем занимались сваркой разных металлических патрубков, каких-то бачков. В этом же цеху собирались и воздухоочистители.
Меня, приехавшего из деревни, конечно, многое удивило. На работу приходишь в чистом, переоделся, отработал, помылся в душе и снова в чистом уходишь. Не было, да и сейчас подобного в деревнях нет, за редким исключением. Комплексные обеды в столовой стоили копейки.
А пятидневная рабочая неделя? У нас зимой была шестидневка, а с началом полевых работ, а это был конец апреля, до их окончания, зачастую был уже октябрь, выходных не было вообще. (Это касалось полеводства, в животноводстве были другие законы ) После посевной шел сенокос, после сенокоса озимые, потом яровые. Выходные летом появились только с приходом нового председателя колхоза. Теперь те, кто занимался ремонтом и не принимал участие в сельхозработах , в воскресенье отдыхал! Но это случилось уже в середине 80-х. А на ЧТЗ два выходных в неделю!! Это было круто!
Вначале я работал на сварочных полуавтоматах, а потом был переведен на сборку воздухоочистителей. Меня удивляло то, что по окончании рабочей смены ты сам должен был записать в журнале количество изготовленных тобой изделий.
Сборка воздухоочистителей считалась низкооплачиваемой работой. Это обычное явление, когда с ростом производительности при изготовлении какой либо детали, снижается стоимость работы.
Воздухоочиститель состоял из корпуса, в котором размещались четыре воздушных фильтра, все это собиралось и закрывалось сверху крышкой корпуса, который в то время фиксировался на четырех барашках.
Я нашел всего одну фотографию воздухоочистителя с крышкой старого типа.
Конечно, когда собираешь один воздухоочиститель, то закрутить крышку на четыре барашки ничего не стоит, но когда ты за смену собираешь пятьдесят, то это начинает доставать.
Ведь нужно сначала привезти на тележке двести фильтров. Очистить их от упаковки, разложить корпуса, и начинать сборку.
В общем работа была довольно нудное. Только для сборки одного воздухоочистителя и установки фильтров на стяжные стойки (по два фильтра на одну стойку) необходимо было закрутить по четыре гайки-барашка. Вроде немного, но за смену-это двести штук.
1. Это старый способ крепления крышки воздухоочистителя.
2. Стяжная стойка с резьбовой шпилькой, с помощью которой стягивались по два фильтра вместе
В общем меня доставало крутить все эти гайки-барашки, а в голове мелькали различные мысли, как бы упростить эту работу. Однажды мимо меня проходил мастер.
-Знаете,-обратился я к нему по имени-отчеству.- Был бы я конструктор, я бы эти шпильки, барашки, скобки, для крепления крышки воздухана выкинул бы, а просто удлинил бы шпильку стяжной стойки, проделал в крышке воздухоочистителя отверстия, чтобы шпилька прошла через нее, а потом притянул бы через эту шпильку саму крышку. Это было бы быстрее и проще.
Скажу честно, я это сказал довольно эмоционально, с использованием могучего русского.
Мастер согласился со мной, постоял, посмотрел и ушел. Через несколько дней я был переведен в другую смену и этого мастера больше не видел. А дней через 7-10 после нашего разговора на сборку стали поступать воздухоочистители со способом крепления, о котором я рассказал мастеру. Только вместо барашка, притягивающего крышку, была сделана большая литая гайка. И такие воздухоочистители для челябинского трактора я собирал первым.
С тех пор на воздухоочистителях ЧТЗ крышки стали крепиться подобным образом, а я через несколько дней уехал домой. Командировка закончилась. Но, глядя на воздухоочистители челябинских тракторов, греет душу мысль, что, возможно, в нем используется и моя идея. А может быть мое предложение и появление подобных крышек, это обычное совпадение. Ведь всякое в жизни бывает.