Найти в Дзене

Глазами проводницы

Был у меня небольшой опыт работы проводницей вагона. Будучи студенткой я за компанию со своей подругой пошла в студенческий отряд проводников, чтобы всё лето посветить поездкам на юг. (К слову, ни на юге, ни в поезде я никогда не бывала.) Попали мы в разгар подготовки к отчетному концерту, проводившемуся между отрядами разных ВУЗов. По результатам выступления "раздавались" лучшие рейсы - до Адлера и Новороссийска. Одновременно шли курсы подготовки проводников, затем экзамены и прохождение медкомиссии. Три этих месяца прошли бурно и весело. В качестве стажировочного рейса нам был предложен выбор между Москвой - на 2 дня, либо до Новороссийска -5 дней. Мы с подругой единогласно решили ехать до Новороссийска. Были майские праздники, поэтому основной учебе это никак не помешало. В стажировочном рейсе мы были "приставлены" к штатным проводникам и они нас всему обучали на месте. Страха никакого не было, но и впечатления, в принципе, от этой поездки остались самые скудные. Функций мы никаких не несли, рейс нам не оплачивали, наша задача была увидеть всё своими глазами. Все самое интересное началось в самостоятельных рейсах.

По натуре я человек - "кипиш". Постоянно волнуюсь, переживаю, стремлюсь все делать идеально и по правилам. Всё это было лишнее в моей работе. К тому же в разгар летних отпусков, по многочисленным рассказам, РЖД "достаёт" из резерва малопригодные вагоны, которые "латают" и чинят как могут и отдают их студенческим отрядам. С самого первого рейса у меня в вагоне ломалось всё, что только могло сломаться. Поездной электромеханик (ПЭМ) был один на весь состав, а это 20 - 24 вагона. Поймать этого ПЭМа практически невозможно. Принцип цепочки не работал (принцип цепочки - это передача устного сообщения от проводника к проводнику в направлении адресата). К примеру, просишь проводника из соседнего вагона передать ПЭМу, чтоб зашел в пятый вагон починить кипятильник, и этот проводник должен дойти до следующего и сообщить ему твое сообщение. Но всем известно русское безразличие к чужим проблемам и этот самый проводник может даже и дошел до следующего, но если того не оказалось на месте, то во второй раз он точно не пойдет. Таким образом, временами негреющий кипятильник стал визитной карточкой почти всех моих рейсов, а их было пять за всё лето. Пассажиры жаловались, возмущались, кричали. Однажды в моем вагоне прорвало водопроводную трубу над проходом у туалета и вода, словно душ, поливала всех заходящих и выходящих. Я в панике собирала и отжимала воду с пола, а дети из соседнего вагона, ехавшие в летний лагерь на юг, узнав про этот "душ" прибежали и весело резвились под ним. К слову, температура воздуха в нашем вагоне-плацкарт была +50°С(!). Это было жаркое лето 2010-го. Слух про наш весёлый аттракцион быстро дошёл до начальницы поезда и неполадка была устранена.

Отдельного внимания заслуживает туалет в вагоне. Первое время я честно мыла весь туалет как положено, но через непродолжительное время у меня, к сожалению, сформировалось неприязненное отношение к пассажирам по части чистоты. Откровенно говоря, люди вели себя как свиньи. Кидали в унитаз целые рулоны бумаги, других этот засор нисколько не смущал и они делали свои "дела" прямо на него (извините за подробности) и так было постоянно. Проводники научили меня чистить эти засоры прутиком из-под занавесок, которые висят на окнах. Снимаешь прутик, устраняешь засор и обратно вешаешь! Было противно, но, оправдывая себя тем, что такие люди заслуживают такого отношения, совесть немного отпускала. Я уж не говорю про лужи мочи в туалете. Я клала таблетку хлора в угол, замачивала ее для запаха и всё. Начальница заходила в туалет, слышала запах хлорки и сделав вывод, что там помыто, уходила.

Кран для питьевой охлажденной воды по умолчанию был только для проверяющих. Воду для него нужно было заливать отдельно. Сливать кипяченную воду с кипятильника в ведро, остужать и заливать в бак. Но никто так не делал, заливали прямо из-под крана воду. Ту самую, что бежит из крана в туалете.

Вагон моется два раза -перед рейсом и на конечной станции. Время стоянки на конечной станции 6-8 часов, из которых нужно выделить время, чтобы сбегать в магазин за продуктами, помыться и, желательно, поспать (какое там море!). Поэтому мылся вагон зачастую без хлорки, тряпки не разделялись по назначению, о гигиеничности никто и не думал.

Много рассказов слышала от штатных проводников и студентов о картёжниках. Меня предупреждали, что ближе к южным станциям орудует банда игроков, которые садятся в вагон без билета и им нельзя это предъявлять. Лучше, вообще, с ними не разговаривать и не замечать. Их "крышует" полиция и в случае конфликта они просто могут выкинуть на ходу из вагона. В моих рейсах я их не встречала и не слышала, чтобы к кому-то они садились.

Домогательств до меня, к счастью, не было. Пьяных было очень много, но все вели себя адекватно. Если кто-то начинал дебоширить, их сразу высаживали на ближайшей станции с участием полицейского.

Пару раз перевозила сумки за отдельную плату. Тогда мне было 18 лет и об опасности как-то не думалось, сейчас бы, наверно, я так не поступила...

Несмотря на всё вышесказанное я с ностальгией вспоминаю эти рейсы. Это было счастливое время. Мы собирались с проводниками ночью или ранним утром в вагоне-ресторане, пели песни под гитару; мы переживали различные трудности, помогали друг другу, потом вспоминали и смеялись; боролись со сном, болтая на разные темы; искали свободные минутки, чтобы попить чай с вафлями и готовили вместе гречку с тушёнкой на кипятильнике; выживали в жаре и духоте; проказничали друг у друга в подсобках, нажимали кнопки тревоги у спящих проводников и, спрятавшись, хохотали от души. У нас не было дня или ночи, мы забывали про сон, мы спешили жить.