Пётр Павленский, "О русском акционизме". АСТ, 2017 год.
Феномен юродства и политический анархизм - понятия смежные. С нашей, обывательской точки зрения и тот, и другой опасны; в самом деле, где провести грань между юродством (или искусством) и, к примеру, извращением?
Очевидный критерий - непричинение вреда другому человеку. Но произвольное действие не делает нас юродивыми/художниками. Появляется ещё один критерий - юродивый получает не удовольствие, самоудовлетворение или конвертируемый в деньги хайп. Он действует, потому что юродство/творчество неотделимо для него от собственной жизни. И получает, как в мультике про котенка по имени Гав, одни неприятности.
Акционист и главное лицо нового политического искусства Петр Павленский предстаёт перед нами человеком, возводящим в догму отказ от любых догм; таков неизбежный итог любого пути, пройденного до конца. Эстетически его акции глядятся тяжело; но мы кушали и Селина, и Миллера, и Берроуза - в чём же проблема? А в том, что Павленский живёт и действует так, словно нас с вами нет, и видимая демонстративность его скандальных акций направлена скорее на то, чтобы отпугнуть, отвратить. Тоже позиция.
Хотели человека, всецело преданного искусству, без позы, мессианства и расчётливости, без лодки быта и мещанских предрассудков? Пожалуйста. Не подавитесь.
Рецензия: Пётр Павленский, "О русском акционизме"
25 января 201925 янв 2019
10
1 мин