Найти в Дзене
Business Enlightenment

Как построить компанию, которая проживет более века

Оглавление

Как построить компанию, которая проживет более века

Существуют компании, которые недавно отпраздновали свой 100-летний юбилей. Хотели бы, чтобы ваша компания оказалась в списке вековых компаний?

Статистика

В среднем по всему миру компании живут 15 лет. Вероятность того, что ваша компания может закрыться в течении 5 лет равна 32%. Цифры хоть и пессимистичны, есть некий секрет молодости, который поможет расцветать вашей компании даже и в самой жестокой среде

-2

Что нужно изменить и чего остерегаться

Алексом Хиллом, Лизом Меллоном и Жюль Годдардом было проведено исследование, в котором принимали участие 7 компаний, которым стукнуло 100 лет. Целью было изучение каждого аспекта этих компаний: мышления управляющего звена, видения компании, методов управления и других аспектов. После 5 лет сбора и анализа данных, они нашли удивительные свойства во всех 7 исследуемых компаниях. Первое — это то, что эти компании делают чтобы оставаться на рынке востребованным: исследователи называют это свойство Стабильным ядром.

-3

Состоит это ядро из трех основных компонентов: Стабильный Смысл, Стабильное Управление и Стабильная Откровенность.

  • Стабильный Смысл. Все всегда начинается с разработки планов и стратегии. Долголетние разрабатывают планы и стратегии на 20–30 лет вперед. Внушительно, не так ли? Но зачем им это нужно? Это делается для того, чтобы знать как изменится общество и как они смогут влиять на формирование этого общества. Со временем, нынешних работников будут заменять другие поколения, которые будут формировать общество. Для этого эти компании поддерживают и обучают детей — будущих талантов и потенциальных лидеров компании.
  • Стабильное Управление. Большинство компаний меняют своих лидеров каждые 3–5 лет, но не вековые компании. Они удерживают своих лидеров на высших управленческих позициях более 10 лет. Когда наступает момент менять лидеров, эти компании очень внимательно подбирают подходящего человека и обучают его. У этих компаний уходит более одного года. К примеру, RSC (Royal Shakespeare Company), большая британская театральная компания, назначает художественных руководителей на срок более 10 лет и при сдачи поста другому директору и назначении другого уходит 18 месяцев.
  • Стабильная Откровенность. Становясь старше, человек становится мудрее и добрее. Так же и компании-долгожители. Они помогают обществу. Достигая чего-то, компания тут же делится своими открытиями с обществом. Суть проста

Следующий пункт — это чего должны остерегаться компании, желающие быть долгожителем. Разрушительный край

-4

Теперь о том, чего надо остерегаться, чтобы не разрушить ядро, которое вы построили. Не подходите к краю слишком близко!

  • Эксперты. Не ломайте голову о том, что у вас высокая текучесть кадров и что вы теряете людей. Высокая текучесть несет в себе выгоды которых вы не замечаете. Компании, жившие в двух веках, специально набирают 70% работников на полставки и усиливают поток кадров, чтобы этот поток приносил с собой новые и свежие взгляды. Это не касается лидеров. Они набирают таких работников с других сфер чтобы пополнять копилку опыта и знаний. Хороший пример: All Blacks (новозеландская сборная по регби) набирала в команду разных людей из разных сфер. В сборной были морские пехотинцы, артисты балета и даже бойцов MMA. Они учились их подходу достижения цели
  • Страх. Быть больше не значит быть лучше. Компании долгожители сломали и этот стереотип. Для них расширение опасно. Причина тому — потеря контроля. 89% вековых компаний имеют не более 300 человек. Они не действуют вспыльчиво и быстро, они действуют мудро, учитывая каждый риск. Кроме того, они не празднуют успех. Они вместо этого размышляют над тем, что они могли бы сделать лучше
  • Семья. Самый важный фактор — инвестиция в людей. Создавайте атмосферу на работе, чтобы каждый человек в компании был частью семьи. Очень важно инвестировать в людей, а иначе вы окажетесь на краю. Компании-долгожители стараются распределять работников так, чтобы в каждой команде было разнообразие. Кроме того, они делают так, чтобы работники из разных отделов и проектов сталкивались друг с другом. Отличным примером является успешная попытка RCA (Royal College of Art) по созданию подобной атмосферы: они установили большой ресторан в центре, чтобы все сотрудники из разных дисциплин кушали за одним столом

Мост между биологией и бизнесом

Странный заголовок. Может ли биология иметь что-то общее с бизнесом? Оказывается да. Следующие 6 принципов, которым вы должны следовать, чтобы ваша компания получила статус Вековой Компании, помогут укрепить ядро и удерживать вашу компанию подальше от разрушительного края.

Ну так что же общего между бизнесом и биологией? Иммунная система — мост. Мартин Ривс, спикер TED, бизнес аналитик и стратег, утверждает что иммунная система живого существа обладает 6 удивительными принципами. Эти же принципы он наблюдал и у компаний-долгожителей. Следуя этим принципам, можно перепрограммировать ДНК компании и выстроить сильную иммунную систему для защиты от внешних угроз рынка.

-5

6 особенностей иммунной системы

Мартин Ривс выделил 6 главных особенностей:

  • Избыточность. Благодаря иммунной системе, существует избыток нужных компонентов, к примеру наличие большого количества кровяных телец. При угрозе, живой организм сможет использовать резервные ресурсы чтобы моментально устранить угрозу. Эту же особенность Ривз заметил исследуя компании-долгожителей. Наличие ресурсов в большем количестве чем требуется помогает предотвращать угрозы рынка моментально
  • Разновидность. Чтобы организм функционировал, требуются разные ресурсы. Возьмем те же кровяные тельца. Необходимо наличие в большом количестве не только эритроцитов, но и лейкоцитов и тромбоцитов. Суть не в терминах из биологии, а применение особенностей в бизнесе. Также и в бизнесе, иметь много денег не значит быть застрахованным от будущих жестоких угроз рынка, помимо их вам также нужны таланты, которых за деньги не купить, нужна информация о рынке, нужны ресурсы — и все это необходимо иметь в более чем избыточном количестве
  • Модульность. Иммунная система работает так: если одна система перестает работать, другая может ее сменить. Если вы сильно порежетесь, то из-за раны кровь может течь и течь, а кожа не успеет восстановится. Но этого не произойдет, так как более глубокая система — кровяная, сможет выделить часть кровяных телец для закупоривания раны. То же применимо в бизнесе. Если одно звено в цепочке поставок перестает функционировать, наличие другой альтернативы поможет временно поддержать стабильность
  • Адаптивность. Возможность “привыкать” и обустраиваться в новых средах. Организм может выжить в разных жестких условиях. Точно также должен действовать и любой другой бизнес. Развитие технологий — наилучший пример. Некоторые компании выжили, другие утонули в попытках остаться на плаву
  • Осмотрительность. Иммунная система организма выстроена так идеально, что она может противостоять вирусам, с которыми она еще не сталкивалась и запоминать о вирусе в случае повторной атаки. Аналогично и в бизнесе. Сканируйте рынок на возможности и угрозы. Каждая предотвращенная угроза — часть бесценного знания
  • Внедряемость. Иммунная система хорошо может находиться в разных более крупных системах: будь то человек, животное, насекомое и другие. Бизнес может успешно адаптироваться на одном рынке, но внедриться в новые рынки будет сложнее

Учимся на ошибках других

Kongo gumi. Как вы думаете сколько лет самой древней компании в мире? 200 лет? 300 лет? Вы бы поверили в существование тысячелетней компании? Да. Самая древняя компания — Kongo gumi и ей 1428 лет. Точнее было. Существовала она с 578 года по 2006 год. Это строительная компания, которая в 2006 году была поглощена, а затем обонкротилась. В чем же заключалась проблема в закрытии компании, которая передавалась семьей Kongo на протяжении 40 поколений? Ривс знает ответ, и он отмечает, что они не соблюдали принцип осмотрительности: они не исследовали рынок и не смогли выявить проблемы падения продаж

Kodak и Fujifilm. Многие знают о существовании Kodak и Fujifilm. Две компании, которые производят одну и ту же продукцию по всему миру. Однако, Kodak не смог задержаться на рынке из-за быстрого развития технологий, а Fujifilm смог извлечь выгоду от внедрении новых технологий. Fujifilm в период перемен начал инвестировать в разные новые появившиеся технологические сферы, а вот Kodak наоборот. Проблема Kodak заключалась в несоблюдении принципов Разновидности, Осмотрительности и Адаптации. Kodak не диверсифицировал, не изучил рынок и не прогнозировал будущие тренды и тем самым не смог адаптироваться под новые реалии быстро меняющегося рынка

Toyota. Слышали ли вы о крупном пожаре на одном из заводов Toyota по производству тормозных клапанов? Завод сгорел дотла, а проблема в том, что он был единственным. Но благодаря принципам Модульности, Внедряемости и Избыточности, Toyota смогла восстановить производство в течении 5 дней. Она перераспределила цепочку поставок тормозных клапанов так эффективно, что все поставщики были способны доставить необходимые ресурсы во время

Заключение

Всегда задавайте себе два вопроса:

  • Насколько хорошо мы “играем” на рынке?
  • Как долго эта игра продлится?

Источники