В 19 веке сначала Ламарк, а потом два внимательных человека Чарльз Дарвин и Альфред Уоллес впервые определили механизмы эволюции живой материи.
Сейчас, с позиции знаний 21 века, законы эволюции выглядят ясными и бесспорными. Для образованного человека несомненен факт, что разнообразие жизни, которое мы наблюдаем сегодня вокруг себя имеет своим основанием изменчивость в процессе репродуцирования. В свою очередь эта изменчивость является прямым следствием изменчивости природных условий - дрейфа материков, вулканической активности, солнечной активности, случайных глобальных событий вроде падений больших метеоритов. В любом случае эта изменчивость инициирована извне объективными обстоятельствами.
Человек - венец эволюции, существо с наиболее сложными механизмами анализа окружающей среды и механизмами реакции. Человек похож на остальных животных и одновременно уникален. Его уникальность в частности в том, что кроме привычных занятий по поиску пищи и размножению человек занимается производством бесполезных предметов, например живописи или музыки. Еще он очень любит и умеет мечтать о том, чего нет.
Комбинацию из мечтательности, фантазии, любопытства и изобретательности человечество превратило в свои постоянные занятия - в искусство, науку и религию. Сегодня искусство едва ли не самое важное занятие людей. Человечество его потребляет почти с такой же настойчивостью как та крыса, которая нажимала на клавишу пока не сдохла от голода.
Искусство, которым так любит заниматься человек, направлено на создание доступных радостей наиболее значимым для выживания функциям мозга, в первую очередь зрению и слуху. В этом существо и цель искусства. Зрение и слух в процессе эволюции развились как наиболее эффективные для выживания источники информации о пище и опасности. Эффективность их в том, что они обеспечивают информацию на приличной дистанции. Это позволяет избегнуть опасности без контакта с нею и поднявшись на возвышение, оценить перспективы наличия еды на большой территории. Зрение служит человеку в качестве эффективного поставщика информации для мозга.
Последовательность создания предметов искусства, к примеру живописи, проста. Человек испытывает чувственное впечатление от какого-либо объекта, затем он с помощью красок воспроизводит свое впечатление на картине, изображая объект, измененный его впечатлением. Художник - это усилитель эмоций. Готовая картина должна вызвать те же эмоции уже в зрителе. Художники рисуют и вследствие иных мотивов, но мотивы к примеру доминантности не стоит относить к мотивам истинного искусства. Практика наблюдения точно и ясно показывает, что как только художник начинает ваять красками из ощущения собственного величия или желания величия, так он сразу скатывается в ничтожность. Тому примеров масса и исключений нет. Движимые самоощущением своей "исключительности" пикассы, дали и прочие кандинские, не говоря уже об откровенных вырожденцев вроде уорхоллов, воспроизводят эстетику эволюционно дегенеративную или откровенный обман вместо искусства, соответствующего уровню развития неокортекса человека.
Дегенеративной эстетикой я называю наличие в картине всего, что не относится к высшей нервной деятельности, то есть к разуму и суждениям художника о социуме, сложных сценариев поведения в социуме, смыслах его существования. Воспроизводят ли художники эстетику разума? Нет в 99.99% случаев. Исключения вроде Питера Брейгеля, Босха, Репина, Коржева или Перова единичны и чуду подобны. И все они в прошлом. Сегодня капитализм и сниженное образование возвратили человека на уровень животного не способного к разумным независимым суждениям. Художников жизнь вынуждает к поиску морковок и такие гениальные потенциально люди как например Леонид Баранов вынуждены тиражировать одно и то же, поскольку ничто иное не надеются продать (как они думают).
Однако вернемся от лирики к существу дела.
Источником впечатления от окружающего мира являются рецепторы зрения, слуха и так далее. Говорят, что всего у человека более 20 рецепторов для восприятия информации об окружающей среде (С.В. Савельев). Без рецептора нет эстетики. Это было понято уже 2,5 тысячи лет назад умнейшим Аристотелем. Невозможно получить визуальную информацию о мире, если у вас нет глаз. Соответственно, невозможно будет и получить впечатление от картины без рецептора зрения. Следующее утверждение далось мне не без труда, каким бы тривиальным оно сейчас не выглядело: не существует отдельных рецепторов для восприятия предметов искусства и не искусства. И окружающий мир и нарисованную картину мозг оценивает по одним и тем же критериям.
Эволюция рецепторов в процессе эволюции живых существ не случайна. Их количество и качество эволюционировали по точным причинам от простого и малоэффективного к сложному и более эффективному. Сегодня на Земле живут существа вообще без рецепторов, с одним, двумя, тремя и более числом рецепторов. Всем нашлась своя среда для питания и размножения которая предопределила необходимость эволюционировать или же перестать это делать в какой-то момент.
Итак вначале были существа без рецепторов. Такого рода живые организмы находились в самом начале непрерывной цепи жизни, в конце которой находимся сейчас мы. Эти организмы не имели чувственного восприятия поскольку не обладали никакими рецепторами. Рецепторы не нужны, когда живешь в стабильной пищевой среде. Сегодня примерами таких организмов являются плоские черви. Можно уверенно утверждать, что у этих организмов не существовало также и искусства (шучу).
Возникновение чувственного восприятия, а следовательно и эстетики у живых существ связано с появлением рецепторов для качественной оценки окружающей среды. Иметь рецептор спасительно для выживания при изменяющихся внешних условиях питания.
Представим ситуацию. Некий организм живет в воде и питается раствором полезного ему вещества. Этим полезным раствором его обеспечивает горячий гейзер, бьющий из поверхности дна моря. Но вот гейзер изменил немного свое место положения и сместился на некоторое расстояние. Концентрация полезного вещества снизилась в том месте, где находится организм. Если у организма есть рецептор, способный определять концентрацию вещества в воде и исполнительный орган для перемещения в пространстве, то такое существо передвинется в зону повышенной концентрации пищи и продолжит жить. Остальные, у кого нет рецептора, умрут, лишившись питания. Анализ рецептором какого-либо свойства окружающей среды есть эстетика существа, обладающего этим рецептором. Она еще очень примитивна, но уже способна отделить хорошее от плохого пока еще только по одному критерию.
Следующее качественное состояние эстетики связано с увеличением количества рецепторов. Существо с двумя рецепторами вблизи гейзера с горячей водой будет вести себя иначе. Один рецептор определяет концентрацию пищи в воде - это позволяет искать пищу, второй определяет температуру воды - этот позволяет не свариться. Очевидно, что при наличие нескольких источников информации об окружающей среде необходима сравнительная оценка противоречивых сигналов рецепторов для принятия решения о поведении. У существ с несколькими рецепторами возникает прообраз мозга - орган, куда направляются сигналы всех рецепторов для анализа. Разнообразие чувственных впечатлений, т.е. эстетика таких существ усложняется и растет пропорционально количеству рецепторов. Сегодня примерами существ с несколькими рецепторами и анализатором являются актинии, медузы или гидры.
Следующий качественный скачок в восприятии мира связан с возникновением памяти. Причина появления памяти скорее всего связана с появлением хищников. Часть существ "сообразило", что вместо того, чтобы питаться растворами полезных веществ лучше питаться теми, кто эти полезные вещества уже сконцентрировал в себе. Но чтобы находить такие существа необходима память, в которой их образы, а также характеристики среды обитания будут храниться в готовом виде. Эта же причина появления памяти актуальна и для жертв. Определить быстро по готовому набору информации опасность и хищника значит выжить. Возникает специальный орган хранения информации - полноценный мозг. Эстетика существа с мозгом обогащается восприятием готовых форм и сопоставлением их с хранящимися в памяти.
Следующий прогресс в чувственном восприятии мира связан с появлением ассоциативного мышления. Пример: хищник серого цвета и удлиненной формы имеет быстрые движения. Он съел моего соседа. Я его запомнил. В следующий раз я его узнаю по его готовому образу и спрячусь. Но вот появляется существо с иным внешним видом, например красного цвета удлиненной формы, но со столь же быстрыми движениями, как тот, который уже есть в памяти. То есть похожий частично, но не полностью. Мозг сопоставляет имеющийся в памяти образ с новым и делает вывод, что это тоже хищник, поскольку движется быстро, независимо от того, что совпали не все характеристики. Так возникает мышление по аналогии. Соответственно в мозге появляется область, которая осуществляет вот эту интеллектуальную работу по ассоциативному мышлению - неокортекс. Большинство млекопитающих обладает именно такой стадией эстетики.
Последняя фаза развития эстетики связана с возникновением возможности контроля над суммарной эстетической оценкой со стороны мозга. Появляются такие свойства мозга, которые дают возможность осуществлять дополнительный контроль за непроизвольной эстетической реакцией, поведение становится осознанным. Иначе говоря, существо само решает реагировать или не реагировать вообще независимо от возникновения эмоции побуждающей к реакции. В наибольшей степени такой уровень эстетики есть у человека. Но есть он и у других приматов. Эта фаза развития мозга не качественная, а количественная. Человек отличается от других животных только размером ассоциативных долей мозга, занятых контролем за эмоциями. С уменьшением ассоциативных долей уменьшается и "человечность". Например, свободная воля человека исчезает с уменьшением объема неокортекса, например вследствие кровоизлияний в мозг. Человек в этом случае превращается в животное. Ну а очень многие сапиенсы вообще не подозревают до сих пор о наличии у них свободной воли и неспособны реагировать не в соответствие со своими эмоциями. Например, большинство девушек в пубертантном возрасте вообще не способны к интеллектуальной деятельности. Впрочем не только девушек.
Итак, эстетическое восприятие действительности развивалось и усложнялось постепенно по законам эволюции. Это постепенное усложнение восприятия мозгом через рецепторы окружающей среды полностью отражено в структуре мозга человека. Прохождение всех фаз развития мозга можно проследить по развитию эмбриона человека: из ничего в момент зачатия далее через все промежуточные фазы до полного развития мозга со всеми его более чем 400 областями.
Вернусь к основному утверждению: у человека нет особых рецепторов для восприятия окружающей среды и предметов искусства, созданных самим человеком. Ergo: предметы искусства оцениваются рецепторами по эволюционно обусловленным законам. Или иначе: человек получает эстетическое впечатление от живописи по тем же причинам, по которым птичка клюет нарисованное зерно.
В соответствие с историей эволюции мозга сегодня у человека имеются следующие причины реагировать (чувственно воспринимать) на действительность реальную или нарисованную: пища, половой инстинкт, доминантность, новизна, безопасность. Это все. Более нет ничего. Любые эстетические реакции всегда сводятся к комбинации перечисленных целей.
Как же быть со сложными понятиями, которые человек привык считать принадлежащими исключительно ему? Например, с такими понятиями как мораль, душа, правила поведения, сложные социальные шаблоны и сценарии. Как быть с понятием богов, патриотизмом, честностью и иными? Не вникая в разбор этих достаточно сложных понятий, скажу так: любые сложные понятия всегда возникают как полезные правила или шаблоны направленные на достижение индивидуумом или родственным ему социумом все тех же эволюционно обусловленных целей. Например мораль возникает как шаблон/сценарий поведения помогающий выживать внутри группы или группе в целом.
Человек эволюционировал в социуме и не может без социума ни стать человеком, ни существовать. Однако существуют социумы свои и чужие. Чужой социум является конкурентом за ресурсы и выживание в условиях их ограниченности. В связи с этим возникает особый вид эстетической реакции - реакция на чужой социум и его правила поведения (его шаблоны и сценарии). Эта реакция может быть дружественна или враждебна и вносит отдельную составляющую суммарной эстетической реакции на действительность или на картину. Например, религиозные разногласия или разность в моде могут быть источником как отрицательных так и положительных эстетических реакций.
И наконец последнее. Итоговая эмоциональная/эстетическая реакция мозга на любой объект, воспринимаемый рецепторами образуется как сумма отдельных составляющих эволюционно выработанных пяти компонентов эстетики с учетом их знака.
До встречи.
Следующая работа: Эстетика живописи и эволюция эстетики