- Знали бы вы, чего мне все это стоит, - с легкой и немного усталой улыбкой начинает наше интервью директор МУП "Автоколонна 1308" Виталий Ермаков.
...Все «это» действительно стоило свеч и бессонных ночей всего коллектива МУП «Автоколонна 1308». Речь идет о масштабном автобусном караване из двадцати двух 3х-осных автобусов, подаренных Правительством Москвы смолянам. И, хотя прибытия столь щедрого подарка в Смоленск руководство «Автоколонны 1308» и весь ее коллектив с нетерпением ожидали еще в октябре, - первые автобусы постепенно начали свое путешествие из Москвы в Смоленск только в декабре.
Три первые огромные «ласточки» прибыли в гаражи смоленского МУП 5 декабря, преодолевая ветер и мокрый снег. А затем, в течение всего месяца, небольшими партиями стали добираться на новое ПМЖ и остальные «подарки».
Читайте также:
В России могут появиться автомобили с зелеными номерами
В России предложили ввести налог на выезд из страны
Они НЕ СТАРЫЕ!
- То, что нам удалось договориться о передаче нашему предприятию такого количества транспорта с Правительством Москвы и ГУП «Мосгортранс» - большой шанс и большое счастье, - признается Виталий Николаевич, - Потому что с той техникой, что у нас была до сих пор, и даже с теми четырьмя новыми «ПАЗиками», которые удалось купить благодаря городской администрации, продолжать нормально обслуживать население Смоленска в дальнейшем было бы очень проблематично. Потому что наша техника от бесперерывной эксплуатации постепенно выходит из строя, идут бесконечные ремонты. Из мертвого живого уже не сделаешь... Конечно, мы в этом году пять автобусов «откапиталили», покрасили, отремонтировали, они на ходу, но проблемы остаются.
- Но ведь те 22 автобуса, что нам передала Москва - они тоже не новые. Скептических комментариев по этому поводу в соцсетях немало. Что на них можно ответить?
- Я считаю, что данная техника - она НЕ старая! Наоборот: она новее многих автобусов нашего нынешнего парка. Что у нас до сих пор было? «Мерседесы» 1998 года выпуска, 20 «ЛиАзов» 2006 года, 20 «ЛиАзов» 2012 года. Появились 4 новых «ПАЗика». Вместимость которых - средняя, а значит, этого далеко не на все маршруты хватает.
Те автобусы, что мы перегоняем сейчас из столицы - они 2008 и 2010 года выпуска. Но там стоят надежные агрегаты «Scania», и для тех пробегов, которые есть (350 000, 400 000) они еще не выработали и половины своего ресурса. При нормальном обслуживании походят еще долго.
- На прошлой нашей встрече, еще в июне, вы говорили, что изначально Москва была согласна передать только 10 автобусов. Как удалось добиться большего?
- С самого начала инициатива попросить столицу выделить нам эти автобусы была моей. На тот момент было не ясно, может ли у нас что-то получиться с Мосгортрансом или нет. Но договориться всё же получилось, хоть и далеко не сразу. Желающих получить данную технику в свой регион - целая очередь. Целых полгода ее вообще никому не отдавали, так как новой в Москву не поступало.
В итоге мы смогли «обогнать» многие регионы и стать одними из первых в списке на получение автобусов. И получили одобрение на выдачу 10 автобусов... А за остальные пришлось сильно побороться. Я знал, что у них на балансе есть еще 10 автобусов, стоимость которых по полтора миллиона каждый, и что эту технику собирались продать в другой город. Но, на наше счастье, та сделка сорвалась - и мне удалось их уговорить отдать и эти автобусы в дар Смоленску. Так же удалось получить в процессе переговоров 2 короткобазных «Волжанина» длиной 12 метров.
- Настоящая битва... Но чудеса случаются! Надо просто действовать.
- Да, пути назад у нас не было. В предыдущие годы у «Автоколонны» не было возможности приобрести другую технику. Вариант, вроде «взять автобусы в лизинг за свой счет» сразу отметался, потому что мы - социальный транспорт, маршруты у нас далеко не самые доходные. Такой вариант нас загнал бы по уши в долги. Конечно, если убрать конкуренцию в виде частных перевозчиков, мы бы смогли выйти на самоокупамость. Но тогда нужно за раз привести хорошую технику, чтобы она ездила без сбоев и сходов, чтобы был резерв. А это пока из области фантастики...
- Как долго могут прослужить Смоленску автобусы-новобранцы?
- Это зависит от многих факторов, но явно не год, и не два. Тем более, что они большого класса вместимости. Стоимость одного такого нового автобуса составляет около 15 миллионов рублей. Если бы мы эти автобусы купили новыми, то в сумме полученная нами техника обошлась бы в 330 миллионов рублей! Городу-герою Смоленску за 2018 год столько даже на ремонт дорог не выделяли!...
Причем в этих автобусах очень комфортабельные салоны, большие и просторные. По маневренности автобусы не слишком уступают нашим «ЛиАзам», хотя, конечно, новопришедшие машины - более габаритные. На данный момент осталось перегнать 7 автобусов из 22. Но сейчас в вечернее время столбик термометра опускается до -17, страшновато их гнать по таким погодным условиям и предновогодним пробкам - ведь дорога не близкая.
- Что говорят ваши водители о прибывших автобусах? Нравятся?
- Да, конечно, со слов водителей, которые их перегоняли из Москвы в Смоленск, техника почти всем понравилась: она гораздо удобнее прежней и сами рабочие места водителей тоже намного удобнее. А салоны значительно лучше и комфортнее «лиазовских». Единственное смущают габариты, но здесь, я думаю, дело привычки и правильно выбранного маршрута.
«Мы - самый социальный из всего смоленского транспорта»
- Виталий Николаевич, насколько новая техника ориентирована на пассажиров с ограниченными возможностями?
- Все знают, что МУП «Автоколонна 1308» - лидер среди перевозчиков нашего региона по программе «Доступная среда». По существующим правилам, у каждого предприятия должно быть в активе хотя бы 20% транспортных средств по доступности людям с ограниченными возможностями: у нас более 60% такого парка, с учетом новоприбывшего транспорта. В некоторых из тех автобусов, что у нас были, установлены силовые подъемники, которые позволяют инвалиду въехать в салон по специальному пандусу при помощи автоматического пульта.
Хочу также отметить, что, может быть, мы обслуживаем не самые выгодные маршруты, но зато они связывают социально значимые объекты. Например, ж/д вокзал и геронтологический центр Вишенки, поликлиники, больницы, диспансеры, которые находятся достаточно далеко.
Читайте также:
Из Смоленской области выдворили футбольного фаната из Саудовской Аравии
Ложка дегтя
- Конечно же, работу городского муниципального транспорта всегда сопровождает разного рода критика. Далеко не всегда она конструктивная. По новым автобусам тоже не "прошелся" только ленивый...
- Я могу сказать следующее... Ну что поделать: не нравится – пусть попробуют сами хотя бы такие автобусы получить безвозмездно... Нам приходится жить и работать не при самых легких условиях. Сейчас у города денег нет, у области, видимо, тоже. В 2018 году в регионе закрылось целых три крупных автоколонны. И это самые крупные районы - Вязьма, Рославль, Десногорск. Для сравнения: в маленьком Рославле частник сделал проездной по 1900 рублей. У нас он стоит 900. Вот оно, отсутствие конкуренции в виде муниципала. И, благодаря московскому транспорту, у нас теперь есть хороший резерв машин. При условии, что динамика экономики в стране движется не в лучшую сторону, это крайне важно.
- Чего ожидать от грядущего нового года в этом плане?
- Радужных ожиданий нет. Дело в том, что нам урезали субсидию на 20%. Это очень много. Почему нам удавалось держать низкие цены на проезд, в то время, как частники их подняли до 23 рублей? Потому что в прошлом году лично мной была проведена жесткая работа с нашими топливными компаниями. Ведь они уже с лета хотели нам поднять цены на топливо! Но я держал оборону: и газ, и бензин удалось отстоять по старой цене.
А с будущего года никаких преференций не будет. Даже для vip-клиентов, которые потребляют еще больше топлива, чем мы, никаких скидок не останется - якобы потому, что нефтяники итак работают себе в убыток. Максимум: они готовы заключать контракт на три месяца, квартал, и все цены будут привязаны к цене на заправке. По сути у нас в один момент с 1 января поднимется цена на литр дизельного топлива, на целых 10 рублей. Это очень много: почти 32 % . То есть, по-хорошему, для нас надо было субсидию не уменьшать, а увеличивать.
Плюс у нас еще есть 20 автобусов на газу, на метане. Там кубометр топлива стоил 16 рублей, а будет стоить 18. Не говоря уж о том, что вывоз твердых бытовых отходов тоже вырос - и значительно. Так что январь будет сложным. Себестоимость проезда 35 рублей, а проезд стоит 18. Если я ничего не перевез - мне ничего не возместят. Тем не менее, будем как-то держаться и работать дальше. Самое главное, чтобы на предприятии не было задержек по зарплате, по налогам, по оплате топлива, запчастей.
Планы на будущее: ложка меда
- 2018 год стал для нас годом работы над материально-технической базой: мы отремонтировали кровли, мойку, увеличили парк машин. А теперь будем завоевывать доверие нашего пассажира. Чего нам не хватало раньше? Регулярности! Часто не хватало машин на линии, техника сходила из-за поломок. А когда ломается наша техника - ломается и лояльность наших пассажиров. Они нас не ждут, а просто уходят. Теперь мы можем относительно спокойно работать над графиками и стабильностью соблюдения расписания.
Часто люди жалуются: вот мол, 50-й маршрут опоздал... Но дело в том, что у нас есть очень длинные маршруты. Им приходилось следовать через весь город: любая авария и затор - уже задержка в пути. А для удобства пассажиров со смартфонами мы все-таки планируем интегрировать в расписание QR-коды. И - да! В начале Нового года (в феврале-марте) вы увидите наших водителей в новой униформе.
Беседовала Инна ПЕТРОВА
Фото: Максим МОРОЗОВ
Читайте также:
Автоколонна 1308: движение без остановки
Пируэты на большой скорости в «Автоколонне 1308»
Узнай о новостях Смоленска на нашем сайте:
Веб-сайт: http://forvita.info
А также в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/forvita
Одноклассники: https://ok.ru/forvita
Facebook: https://www.facebook.com/groups/1441496752582692/?ref=bookmarks
Твиттер: https://twitter.com/XlFokNBXpt7B0J8