Этот чешский фильм, если смотреть его придирчиво и внимательно, не такой уж красивый. Так, изысканная «Золушка» 1947 года и сходный по сюжету, русский-народный «Морозко» 1960-х — куда как шикарнее во всех смыслах. А тут - Ренессанс за три с половиной копейки. Нет, за три кроны, ладно. Правда натурные виды шикарные — природа - замок Морицбург-... роскошный конь. Больше того — в советских кинолентах играли тоже намного лучше, чем даже в самых отменных сказках производства ЧССР и ГДР.
Вместе с тем, «Три орешка для Золушки» произвёл фурор и до сих пор считается одним из лучших воспоминаний нашего детства. Почему — так? На безрыбье? Нет, конечно! Многие помнят, что в те годы сверх-популярными становились картины, сильно отличавшиеся от основной массы кинопродукции - боевики, фантастика, американские комедии. Однако этого нельзя сказать о чешско-немецких фильмах для детей и подростков. Сказок, созданных на киностудиях DEFA и Barrandov, показывали более чем достаточно.
Мы навсегда влюбились в этот фильм, тогда как прочие сказки — допустим, аналогичную по духу «Златовласку» или немецкую «Беляночку и Розочку» вряд ли кто вспоминает с очень уж большим интересом. Итак, чешская Золушка в исполнении симпатичной Либуше Шафранковой, кстати, снявшейся ещё в ряде картин, демонстрировавшихся в Советском Союзе. Эта Золушка сильно отличалась от своих многочисленных аналогов — она была смелой, порывистой, остроумной и вовсе не кроткой.
Она спокойно вскакивала на коня и гнала по зимнему лесу — под невероятно красивую музыку. Она, переодевшись в костюм охотника, выигрывала состязания в стрельбе. Иронически улыбалась. Говорила, как есть. Насчёт имения, которое захапала Мачеха - тоже! При слугах, кстати. Падчерица, хотя и выносила притеснения, всё же знала себе цену и уж точно не стала бы выполнять дебильные задания, как это делала затурканная терпила-Настенька из «Морозко». Полагаю, что Мачеха такую Золушку и не заставила бы поливать сухой пень или же вязать по ночам чулки.
Нет, ей могли из вредности смешать фасоль и заставить перебирать, но это, судя по выражениям лиц, бывало не так уж и часто. И вот — момент истины. Советскую девочку растили боевой, активной, самодостаточной и вовсе не кроткой. Настолько не кроткой, что образ Настеньки и даже Золушки в исполнении Янины Жеймо вызывал диссонанс. Нас учили не прогибаться. И тут - включаем на каникулах «Морозко» и видим, как главная положительная героиня получает призовой дар за непротивление злу, а трудолюбие её преподносится, как часть этого непротивления.
Тогда как чешская Popelka была гораздо ближе нашим социально-этическим идеалам — она вставала в единый ряд с ...Алисой Селезнёвой. Это наша, правильная девчонка, умеющая за себя постоять. Кстати, в этом варианте отсутствует тема Феи или ещё какого-нибудь мистического помощника. Тут - просто орешки, из которых появляются костюмы. То есть волшебство присутствует, но путь выглядит иначе. Да и с Принцем она знакомится и - заинтересовывает его - ещё до того, как приезжает в розовом платье на бал...
Зина Корзина (с)