Найти тему

Крик души абонента Высоцкого

Хотела написать эту статью на несколько дней раньше, но получилось так, как получилась. Публикую её только сегодня.

День рождения Высоцкого. Слушаем, вспоминаем, смотрим...

Он написал много, около тысячи песен. Но поговорить сегодня хочу только об одной. Я, честно говоря, даже не знаю, как она правильно называется - "Ноль-семь" или "Девушка, милая!"

Я не просто так вспоминаю именно эту песню. Она связана с моей работой - когда-то я работала телефонисткой и хорошо понимаю, о чём она.

Понимает ли нынешняя молодёжь смысл этой песни? Люди постарше понимают и, наверняка, вспоминают с ностальгией. А молодые, родившиеся в нынешнем веке? Те, что так уверенно обращаются с любыми гаджетами?

Строчку " Я хватаюсь за диск телефона", может быть, поймут, старые телефонные аппараты с диском могли где-нибудь видеть. А что означает строчка "И набираю вечное 07"?

По номеру 07 принимали заказы на междугородние переговоры.

Абонент набирал на диске 07 и попадал на пункт междугородней телефонной связи.

Не рискну показывать здесь фотографии той техники, на которой довелось работать мне самой. Просто потому, что фотографии старые и плохого качества. Но повезло найти в интернете аж целых две фотографии, на которых запечатлены телефонные коммутаторы.

фото использовано в качестве иллюстрации и взято из открытых источников Яндекс Картинки
фото использовано в качестве иллюстрации и взято из открытых источников Яндекс Картинки

Когда поступает вызов, на пульте загорается лампочка, телефонистка берёт соответствующий шнур, включает штекер в соответствующее гнездо, переключает рычаг на себя и говорит свой позывной - "семьдесят вторая", как в песне или какой-то свой.

фото использовано в качестве иллюстрации и взято из открытых источников Яндекс Картинки
фото использовано в качестве иллюстрации и взято из открытых источников Яндекс Картинки

После разговора с абонентом заполняет бланк заказа и передаёт его другой телефонистке, которая и будет дозваниваться до другого города. Не звонить, а именно дозваниваться. Дальше объясню, почему.

Бланк заказа, частично заполненный моей же рукой, сохранился у меня с начала 80-х. Этому бланку повезло выжить, поскольку на обороте записан телефонистский фольклор - стихотворение связиста.

На таком бланке писали город и номер телефона вызываемого абонента.
На таком бланке писали город и номер телефона вызываемого абонента.

Работать на международных линиях не пришлось, а на междугородных я работала и телефонисткой, и электромехаником, и инженером. И помню, как можно было дозваниваться по два часа кряду и не дозвониться. Был случай, когда я, инженер междугородки, два часа набирала родственников в городе Куйбышев не с коммутатора, а с междугороднего оборудования в линейном аппаратном зале и не дозвонилась.

Что уж говорить о рядовых абонентах.

Поэтому это не просто песня - это крик души абонента Высоцкого!

С телефонистками знакомились, старались по телефону поддерживать с ними дружбу. Звонить в те смены, когда работали знакомые, было проще, потому что знакомые могли помочь и дозвониться вне очереди - " Стала телефонистка мадонной, Расстоянья на миг сократив".

И эта фраза из песни - "Вы теперь, как ангел, - не сходите ж с алтаря!" - тоже крик души! Высоцкий понимал, о чём пишет, знал, что такое телефонная связь. Иногда можно было дозвониться, только имея очень много терпения.

Вот такая была раньше телефонная связь - о ней песни писали.

А сейчас что? Номер набрал, поговорил и всё - и никакой тебе романтики.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Спасибо!