Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Зачем немецкие танки Второй мировой обмазывали Циммеритом?

Одной из самых популярных загадок о бронетехнике Германии в годы войны остается покрытие брони циммеритной пастой. Думаю, многие замечали на снимках «Тигров» и «Пантер» заключительного этапа ВМВ странную текстуру брони – эти машины были покрыты циммеритом. Об истории создания и назначении необычного изобретения мы сегодня и поговорим.

Отличительной особенностью немецких танков второй половина ВОВ стала необычная текстура брони, которую обуславливало циммеритное покрытие.
Отличительной особенностью немецких танков второй половина ВОВ стала необычная текстура брони, которую обуславливало циммеритное покрытие.

История создания

В 1943 году берлинский производитель красок Chemisce Werke Zimmer&Co представил специальный состав, нанесение которого на броню предотвращало бы фиксацию магнитных мин. Уже с ноября новые танки и САУ сходили с конвейеров Alkett и Daimler-Benz с новым покрытием, а 29 декабря 1943 года Верховное командование сухопутных войск предписывало всю бронетехнику покрыть циммеритом.

Pz.Kpfw VI Ausf. B в Бушапеште. Башня танка покрыта циммеритной пастой. С конца 1943 года было приказано наносить состав на всю выпускаемую бронетехнику
Pz.Kpfw VI Ausf. B в Бушапеште. Башня танка покрыта циммеритной пастой. С конца 1943 года было приказано наносить состав на всю выпускаемую бронетехнику

Основой состава был сульфат бария (40%), сульфид цинка (10%), в который добавляли пигмент охры (для придания желтого цвета). При помощи опилок и вещества Mowlith 20 ингредиенты превращали в пасту. Получавшийся состав с характерным запахом ацетона легко наносился на неподготовленную поверхность – тем не менее, поверхность перед нанесением грунтовали.

Технология предусматривала нанесение пасты в два слоя с закалкой. Весь процесс мог занимать до двух дней. По этой причине ряд машин получали лишь один слой циммерита, или же шли в бой не до конца высушенными
Технология предусматривала нанесение пасты в два слоя с закалкой. Весь процесс мог занимать до двух дней. По этой причине ряд машин получали лишь один слой циммерита, или же шли в бой не до конца высушенными

Процесс нанесения был простым, но долгим. Изначально броню покрывали 5-мм слоем, размеченным на квадраты, которому надлежало сохнуть сутки. После этого наносился еще один слой, которому шпателем придавали характерный рисунок – для лучшего закрепления. После нанесения финального слоя покрытие высушивали паяльной лампой. Как итог, покрытие одной машины занимало до двух дней. Из-за этого танки не всегда досушивали.

В среде немецких танкистов бытовал миф о пожароопасности циммерита. Но после полигонных обстрелов разными типами боеприпасов выяснилось, что высушенная паста была негорючей
В среде немецких танкистов бытовал миф о пожароопасности циммерита. Но после полигонных обстрелов разными типами боеприпасов выяснилось, что высушенная паста была негорючей

При правильном нанесении, сантиметровый слой циммерита становился достаточным препятствием для закрепления магнитных мин. Более того, фактура покрытия дополняла маскировочный эффект.

Еще одна загадка для союзников

Вышеописанное стало известно спустя время, но когда во время войны союзники впервые увидели «циммеритные» машины, понять предназначение новинки было сложно. В 1943 году советские войска захватили несколько Pz.Kpfw IV и VI, покрытых циммеритом. После первых испытаний выяснилось, что покрытие негорючее, посему первым предположением о назначении загадочного состава была защита от «коктейлей Молотова». По другой версии, текстурированное покрытие было своеобразным камуфляжем.

Свойства циммерита позволяли ему без подготовки надежно фиксироваться на броне, но чаще его накладывали поверх грунтовочного слоя. А уже на пасту наносили камуфляж
Свойства циммерита позволяли ему без подготовки надежно фиксироваться на броне, но чаще его накладывали поверх грунтовочного слоя. А уже на пасту наносили камуфляж

Но истинное предназначение пасты выяснилось позже. Первые образцы циммерита союзники собрали с подбитых танков, и отправили на анализ в Британию в 1944 году. Правда, химики так и не смогли понять предназначение загадочного состава, вынося предположения, схожие с советскими. Лишь в августе 1945 года нашелся ответ - когда британцы добрались до заводов компании Henschel в Касселе. После беседы с руководством предприятия выяснилось предназначение необычного состава – борьба с магнитными минами.

Ввиду того, что покрытие наносилось не только на заводе, но и в ремонтных мастерских, стандартизации рисунка не было
Ввиду того, что покрытие наносилось не только на заводе, но и в ремонтных мастерских, стандартизации рисунка не было

Тогда же стало известно, что 9 сентября 1944 года был издан новый указ, запрещавший применение циммерита. Считается, что это было вызвано тем, что паста была легковоспламеняемой – но немецкие исследования опровергли этот слух. После обстрела трофейных Т-34 с циммеритным покрытием была подтверждена безопасность состава. Причина была в ином: время и эффективность. К концу войны, когда большинство заводов подвергались бомбардировкам, а парк бронетехники резко сократился, немцы не могли позволить задержку введения в строй новых машин для нанесения циммерита. Более того, оказалось, что магнитная мина была одной из меньших – и не самых распространенных бед агонизирующих панцерваффе.

Британский "Шерман" в опытном порядке покрытый циммеритом. Некоторое время после войны союзники работали над созданием антимагнитных покрытий, но вскоре это потеряло актуальность.
Британский "Шерман" в опытном порядке покрытый циммеритом. Некоторое время после войны союзники работали над созданием антимагнитных покрытий, но вскоре это потеряло актуальность.

Итоги применения

За недолгую историю применения циммерита, новое покрытие получило большинство бронемашин вермахта. Но в силу долгого процесса нанесения, некоторые танки и САУ покрывались лишь одним слоем пасты. Более того, на некоторых танках создавали имитацию циммерита, покрывая броню бетоном.

Главной проблемой немецкого изобретения была необоснованность. Да, циммерит предотвращал закреплению магнитных мин - но они использовались редко, что не оправдывало затраты времени на подготовку бронетехники
Главной проблемой немецкого изобретения была необоснованность. Да, циммерит предотвращал закреплению магнитных мин - но они использовались редко, что не оправдывало затраты времени на подготовку бронетехники

Об эффективности состава судить сложно, так как ко времени его введения магнитная мина была не самым распространенным противотанковым средством. Уже после войны в СССР, Британии и США некоторое время продолжались работы по специальным антимагнитным покрытиям, но ввиду скорого отказа от этого типа противотанковых средств, их прекратили.

Спасибо за внимание! По традиции, ниже – тексты о других интересных особенностях бронетехники того периода:

  • От чего немецкие танки защищали стальными листами?
  • Кто на самом деле придумал бревно самовытаскивания?
  • Почему немецкие танки ВМВ так и не получили дизельный мотор?