ВКонтакте я подписана на одну неплохую рассылку. Так вот, там человек делится своим мнением о том, как должны выглядеть тексты, большие и маленькие. Я не со всем соглашаюсь, но не могу не отметить, что то, что мне не лень открывать и читать, даёт обычно пищу для размышлений.
В одном из недавних писем было о персонажах, которые ведут себя нелогично.
На примере ужастиков.
«Какой-нибудь загородный дом в лесу, где собираются подростки отпраздновать вечеринку, там есть качок которому светит секс, лидер, ботаник-задрот, пара красивых девушек, одна страшненькая, все по канону. Вот приходит ужасный маньяк, начинает их убивать по очереди огромным топором. Или любая другая смертельно опасная нечисть. И в какой-то момент кто-то из героев замечает приоткрытую дверь и такой: "О, дверь, в тёмный страшный подвал! Надо бы проверить что за ней!" После чего, само собой, умирает в страшных корчах.
И вот в этот момент даже просветлённый буддийский монах встанет из позы лотоса и нарушит обет священного молчания за мир во всем мире, чтобы сказать в экран: "Ну ты дебил? Вас тут убивают топором в голову, куда ты один с фонариком пошёл!? " И любой нормальный человек на месте персонажа бы туда не попёрся. Там и днём страшно».
Мол, герой ведёт себя странно, нелогично и даже глупо, просто чтобы продвинуть сюжет.
И дальше человек пишет:
«Это, как в плохих РПГ-играх. Идёт герой, нашёл меч, на мече написано "мной рубить" и пошёл рубить. Или спасать. Или умирать. Или что там ещё для него надумал автор, но невооружённым глазом видно, что персонажа как бы заставляют это делать. И это тупо. Я хочу читать про живых и ярких людей, а не про болванчиков, которые двигают сюжет из точки А в точку Б».
И тут меня заклинило.
Какого лешего?! Зачем всё перегружать смыслом там, где он не нужен? Так, ведь, можно и в анекдотах прописывать характеры. И пускай они от этого перестанут быть нелепыми и смешными, зато со смыслом и на десяток страниц каждый. А то, что функцию они свою выполнять уже не будут, так то значения не имеет. Главное – смысл. Главное – чтобы у каждого персонажа мотив, чтобы все герои с чёткой историей и персонализацией?
Признаюсь, я в своей жизни посмотрела лишь один фильм ужасов. И тот не до конца. Я даже триллеров боюсь. Если краем глаза увижу фрагмент, уже спать не буду. Но я понимаю, что если каждого героя сделать полноценным персонажем, не будет того эффекта.
И имеет ли значение персонаж, который, реально, несёт лишь одну функцию – подвинуть сюжет? Положим, он спускается в подвал, так как запретное и страшное всегда манило людей. И никакой смертельный ужас не останавливал. Вон, взять тех же Адама и Еву.
Или герой подсознательно не очень-то и желает жить, поэтому и выбирает лёгкий способ. Ну, как раньше, когда спасались от тяжёлых мыслей не в бутылке, а на войне, где нет возможности для долгих дум, а ещё повышаются шансы свалить из этого мира, но, как бы, не по своей воле.
Или герой боится не темноты, а, как раз, людей и шумных вечеринок. Зачем пришёл? Думал побороть страх.
Только если всё это писать, выйдет не ужастик, а «Война и мир».
Но если я хочу посмотреть или почитать «Войну и мир», я открою Толстого или тех, кто экранизировал его труд. Я не полезу искать «Крик». Потому как цель не в глубоких размышлизмах на пару с автором. А в другом. Снять напряжение. Дать выход каким-то эмоциям. Расслабиться в конечном итоге, а не наоборот.
Давайте спросим, зачем колобок по лесу катался? Или почему он себя сожрать дал? Тупой, что ли?
Или чего Снегурочка (которая в детской сказке) через костёр пошла прыгать. Без мозгов? Хотя, да. Какие мозги, если они испарились вместе со всеми прочими частями тела?
При очередной вынужденной смене телефона я в очередной раз выбирала, какую бы простенькую игрушку туда установить. Чтобы не в сеть лезть в той же очереди в магазине, а поиграть для разнообразия. «А не установить ли бабл-шутер, где стреляешь шариками, собирая ряды одного цвета?»
Найти красивую, но не перегруженную смыслом игру удалось не с первого раза. Нет, я не хочу составлять комбинации и параллельно убивать драконов. Нет, я не хочу стрелять шариками и при этом собирать артефакты для магических ритуалов. Я просто хочу бабл-шутер. Но нет. Это же бессмысленно. То ли дело уничтожать группы шаров одного цвета и параллельно вершить великие дела! Но мне не нужны великие дела.
То же самое и в истории с мечом, которым надо просто рубить. Иногда больше ничего не требуется.
Глубинный смысл пытаются засунуть везде, даже там, где его не должно быть. Если где-то появляется текст, музыка или ролик без особого смысла, а просто о жизни. Просто мелодия, просто красивые картинки, просто интересный мотив, обязательно найдутся умники, вопрошающие, почему всё так примитивно или пытающиеся вложить смысл, которого нет. Даже здесь, на моём канале, который просто о моей жизни часто возникают люди, вопрошающие, зачем писать, если это ничему не учит других. Да, нет у меня цели учить. Я рефлексирую. Но это же бессмысленно!
А если ты признаешься, что тебе и без того много приходится думать, поэтому хочется, чтобы в свободное время мозг отдыхал, многие просто не поймут. А как же саморазвитие? Никак. Каждый день – и так саморазвитие. Мне достаточно.
Как это достаточно? У тебя просто хорошего коуча не было. Вот ты запишись к нам на интенсив…