Найти тему
📚 МемуаристЪ

Танки и матросы против самолётов. Взятие аэродрома Лихая-Сталинград

Оглавление
Механик-водитель танка Т- 34
Механик-водитель танка Т- 34

Сегодня вспомним один из героических, но мало известных эпизодов Сталинградской битвы. В 1942 году танковый корпус генерала Баданова уничтожил за пару часов более трех сотен германских самолётов. Что любопытно, за советом как лучше это сделать пришлось обращаться лично к товарищу Сталину.

Воспоминания конструктора

Знаменитый создатель советских истребителей ястребков - Александр Яковлев вспоминал, как в декабре 1942 года заработался допоздна в наркомате. Тогда ему приходилось совмещать работу в своём КБ с должностью заместителя наркома авиационной промышленности.

Заседали с наркомом Шахуриным. Тем самым, что загремит по авиационному делу почти сразу после Победы. Это на его недостроенные самолёты для фронта жаловался сын Сталина, сам лётчик, своему отцу.

И тут звонок из Ставки, на проводе Верховный. Сталин задал авиаторам непростую задачку.

На подходах к Сталинграду наши танковые части прорвали оборону немцев на одном участке. Разведка сообщала, что поблизости крупный аэродром, который активно использовался для бомбардировок Сталинграда.

Нужно захватить и уничтожить аэродром и технику во что бы то ни стало! По данным разведчиков на взлётном поле под четыре сотни летающих машин.

Хуже всего, долго задержаться танкисты на аэродроме не смогут. Большая опасность быть отрезанными от своих и попасть в немецкий котёл. Нужно как можно быстрее разгромить самолёты и восстанавливать фронтовую линию.

Товарищ Сталин задал "задачку на размышление" - как быстро и надежно вывести из строя немецкие бомбардировщики? Да так, чтобы в полевых условиях отремонтировать было нельзя.

Стали думать. Способов надолго вывести из летной готовности самолёт немало. Можно испортить двигатели, управление, устроить пожар, наконец.

И каждый способ отметали. Делать это придётся танкистам, в конструкции самолётов они не разбираются. Нужно понимать какие болты открутить, какую деталь разбить, как добраться до топливных баков.

Причем делать это придётся в кромешной темноте, ночью, в зимнюю пургу. И надо успеть за пару часов испортить четыре сотни машин. Невозможно!

В итоге решение оказалось простым и действенным. Яковлев доложил Сталину свой совет танкистам - раздавить гусеницами хвосты вражеским самолётам. Переехать их танками как следует. Такое быстро не починить!

Рассказ мехвода

А вот воспоминания о том же самом бое с другой стороны. Не из теплого наркомовского кабинета, а с места механика водителя Т-34. Мехвод Паршин вспоминал как это было.

В декабре 1942 года танковый корпус генерала Баданова вышел к границам Сталинградской области. Немцы закрепились за железной дорогой по ветке от станции Лихая на Сталинград.

Разведка докладывала, неподалеку от станции Тацинская (названной в честь местного еще царских времён купца Тацина) располагается большой аэродром фашистов. По ВЧ пришла команда аэродром уничтожить!

Авиабаза непростая. Кроме бомбежек Сталинграда с нее регулярно отправлялись снаряды, топливо и войска в Сталинградский котёл к окруженному Паулюсу. Нужно было как можно скорее пресечь этот ручеек снабжения фашистов.

Действовать приходилось быстро. Наши танки прорвали линию фронта более чем на три сотни километров. Немцы вот-вот должны были очухаться и замкнуть окружение вокруг наших танкистов. Всего в группе было сто шестьдесят боевых машин.

Еще любопытнее - в качестве боевой поддержки танков в грузовиках двигалась не традиционная пехота, а матросы из Амурской флотилии. Ветеран вспоминает также, что в рейд отбирали только холостых бойцов, шансов вернуться живыми было немного.

Советский танк под общевойсковым и морским флагами, 1944 год
Советский танк под общевойсковым и морским флагами, 1944 год

До станции Тацинской шли с непрерывными боями почти неделю! Форсировали реки прямо по льду.

Чтобы лёд выдержал тяжесть танков, специально готовили переправы. Вмораживали в лёд бревна, хворост, заливали переправы водой, чтобы лёд стал толще.

24 декабря пробились к станции. Местные ребятишки Гриша и Федя провели наших танкистов кратчайшей дорого к аэродрому. Немцы, считавшие себя под надёжной защитой фронтовых частей, были ошеломлены внезапностью танкового удара!

"Летающие" танки на авиатопливе

Наши танки влетели на станцию, разгромили два эшелона с оружием и боеприпасами. Кроме того на путях стоял поезд с новыми самолётами, прибывшими на авиабазу.

За сам аэродром развернулся жестокий бой. За несколько часов удалось уничтожить почти три с половиной сотни летающих машин. Самолёты корёжились под гусеницами, горели, взрывались.

Фашисты из укреплений открыли бешеный огонь. Было уничтожено несколько десятков наших танков. Победа далась нелегко.

Хуже того, фашистам удалось замкнуть окружение. По радио получен приказ о присвоении корпусу звания Гвардейского Тацинского. И разрешение выходить из боя и отступать к своим.

А как отступать? Топливо сожгли подчистую, снаряды на исходе, между нашим корпусом и своими крупные силы немцев.

Спаслись только солдатской ловкостью. Придумали как из авиакеросина и моторного масла изготовить топливо, пригодное и для танкового мотора.

Героическими действиями последним оставшимся нескольким десяткам танков удалось пробиться к своим. Боевая задача была выполнена с честью - ключевая база снабжения котла Паулюса была уничтожена.

Через месяц фельдмаршал Паулюс униженно придет сдаваться нашим войскам. Взятие Тацинского плацдарма сыграло в этом далеко не последнюю роль!