Найти тему

Отзвуки «Бубна»...

История

забирает целиком, ее смотришь на одном дыхании, сопереживая тонким движениям души героев и открывая для себя мир, вроде бы полуреальный, фантастически странный,

но такой живой и современный.

Прошедший в Уфе в самом конце октября Международный фестиваль национального и этнического кино «Серебряный Акбузат» не только обрадовал хорошей организацией масштабного события в нашем городе, но и подарил мне неожиданную встречу: Татьяна Перцева, дочь моей незабвенной коллеги по «Вечерней Уфе» Лилии Оскаровны Перцевой, оказалась участницей конкурсной программы, режиссером фильма «Бубен Верхнего Мира» по мотивам одноименного рассказа Виктора Пелевина.

Алла ДОКУЧАЕВА

Конечно, увидеться с Таней через два года, хотя и переговаривались по телефону, очень приятно, однако главным сюрпризом явилась ее киноработа. Всего 28 минут, но каждая из них наполнена умным и высокохудожественным смыслом. История забирает целиком, ее смотришь на одном дыхании, сопереживая тонким движениям души героев и открывая для себя мир, вроде бы полуреальный, фантастически странный, но такой живой и современный. Скажу больше. Когда Татьяна, обучаясь в Питере на двухгодичных режиссерских курсах в мастерской Сергея Овчарова, начала писать сценарий своего дипломного фильма, я этот рассказ Пелевина прочитала, и он мне показался вычурным, путанным и мрачным.

Допускаю, что сказалась моя принадлежность к поколению, воспитанному на классической литературе и не слишком жалующему сплошную чернуху без искры надежды в произведениях целого ряда нынешних писателей. А вот фильм явил для меня некое волшебное превращение: в какой-то степени из-за кратких временных рамок, но главное — из-за четкого представления режиссера, на чем заострить внимание в первую очередь. Сюжет оказался выстроенным более лаконично, что сделало всю историю прозрачно-ясной, емкой, с мыслью и чувством.

Проверила себя, не пристрастна ли в своей оценке, и с удовлетворением прочитала немало откликов в Интернете из нескольких городов, где фильм был участником кинофестивалей, а также после его показов в Санкт-Петербурге и Москве. Хочу некоторые процитировать.

Евгений Колокольнин после просмотра в Арт-центре «Пушкинская-10» (Санкт-Петербург):

«Проникся духом Пелевина. Фильм вовлек в свою атмосферу и пространство. Таким и должно быть настоящее кино».

Эльвира Михайловна Бори (Мариуполь), «ребенок войны с еврейской кровью», за которым фашисты охотились, но под страхом расстрела местные жители ее укрыли:

«После просмотра щемит сердце. Что теперь творится с нами, с миром человеческим на Земле? Конечно, в фильме присутствуют элементы фантастики, и буквально мы еще не дошли до такого, чтобы оживлять покойных врагов прошедшей войны и выходить за них замуж. Зато как реально все на экране и как мы этому готовы поверить! Лента короткая, диалоги поэтому очень лаконичные, но бьют без промаха. А за Машу (Юлия Разумовская) как бы одни глаза говорят. Летчик (Андрей Вергелис) очень рано, как и все его поколение, ушел в мир иной. Недожил, недолюбил! А тут вдруг такие глаза, такое лицо. Потому и... В общем фильм смотреть надо!»

На кинофестивале в Ярославле «Свет миру» лента «Бубен Верхнего Мира» была удостоена призового диплома II степени.

Вот отзыв после тамошнего показа.

Игумен Рафаил (Симаков), г. Углич:

«.Я это кино посмотрел; потом еще раз посмотрел, потому что попросили на предмет, можно ли вообще его брать на фестиваль с точки зрения церковной. Что ж не взять хорошее кино? Тут художественное произве-

я .-Заднего

I %Z. *£

Татьяна Перцева на съемках

дение, вроде сказки такой, по-лутрагический. Ну так молодцы, хорошую работу сделали. Она очень трогательная и в принципе нужная».

Полина Ганичева (Рыбинск): «Давно мне так ничего не приходилось по душе. Тот случай, когда сколько бы снова ни пересматривала, каждый раз нахожу новую «фишку». Отдельное спасибо за последний кадр от моей выровнявшейся и просветлевшей под финал психики».

Кстати, это один из моментов, когда режиссер продолжила событийный ряд, предложив собственную трактовку финала, и объяснила это, в частности, тем, что у киноискусства другие законы, нежели в литературе, где открытый финал не кажется той незавершенностью истории, как в кино. И второе, а может быть основное: по ее мнению, конец должен явить свет: «Если окунаем зрителя лицом вниз, то надо и показать ему небо».

С ней солидарна зрительница из Уфы Сарвар Рашитовна Сурина, в прошлом редактор Башкирского телевидения, которая подошла к Татьяне на закрытии «Серебряного Акбузата»: «Когда смотрела фильм, лишний раз убедилась, что и моих сверстников, и наших детей занимает тот же вопрос, важный для всех поколений, — поиск смысла жизни, в то ли время пришли в мир, найдут ли свою половинку, свое призвание, выполнят ли свой долг. Я очень благодарна создателям фильма, что дали главный ответ: надо искать, надо надеяться, надо смотреть друг другу в глаза, заметить вовремя своего человека, узнать его, а для этого включить сердце. Спасибо режиссеру за подбор актеров, в них нет ни капли фальши».

Актеры в самом деле настолько естественны, как будто шагнули в игровую киноленту прямо из реальности. Интересен отклик культуролога с Украины Инны Затолоки:

«Актрисы отличные. Особенно Маша. Эти худенькие запястья, умные глаза и вечный поиск. Маша живет в мире, в котором ценности с ног на голову перевернуты. Она может и не страдает выражено, но она мается. Мается душа, не находящая отклика в образцах приоритетов современности.... Таню (Мария Жильченко) тоже жизнь не радует, но она «в бронежилете» из цинизма, специально затоптанного в душе женского начала и «упрямства от безысходности». Образ Тыймы (Олеся Болотаева), ша-манки-«оленевода», суперски самобытен и оригинален».

Между тем, кто бы мог подумать, что, в отличие от актеров, занятых в фильме, Олеся — преподаватель, кандидат филологических наук, доцент кафедры палеоазиатских языков в Институте народов Севера, учит ка-рякскому языку, а в этой загадочной героине, видимо, постаралась воплотить национальный колорит своего народа — камчатских чукчей.

Стражей Верхнего мира артисты Анвар Либабов, Сергей Линьков (он же Милиционер) и Сергей Брок сыграли устрашающе убедительно, лишний раз подтвердив, что маленьких ролей не бывает. Конечно, и оператор Александр Гусаков добивался наибольшей выразительности каждого кадра. Этому же способствовал и удачный монтаж, выполненный, кстати, режиссером.

Вообще вся съемочная группа работала, что называется, «за идею», так как в наше время дипломные работы двухгодичных режиссерских курсов государством не финансируются. Денежные затруднения отодвинули выпуск фильма на целый год, но команда сдаваться не собиралась. Через группу «ВКонтакте» «Творческое содружество «Дороги весны», изначально созданную для обмена информацией между участниками, а далее объединившую людей, желающих появления этого фильма, нашлись спонсоры. Особенно приятно, что первые деньги на проект выделила фирма «Уфа-лифт», а первым откликнувшимся на объявление «ВКонтакте» по поразительному совпадению оказался тоже уфимец.

Фильм посмотрел Сергей Юрьевич Юрский и в телефонном разговоре с Татьяной дал свою оценку: это заявка на самостоятельное видение мира и способ съемки; отметил актерские удачи — в первую очередь мужские работы, начиная с Милиционера и, особенно, Летчик. На его взгляд, за исключением последних кадров, в фильме очень мрачная философия: «Сказать, что ты нашла дорогу и теперь по ней надо идти. По этой дороге ходить не надо. А вот то, что ты на этом материале смогла выразить драму человеческих отношений, вот за это — молодец!»

Пусть читателя не удивляет, что замечательный актер, режиссер, писатель так по-дружески заинтересованно беседует с человеком, делающим первые заявки на свое место в искусстве кино. Чтобы объяснить это, надо хотя бы вкратце обозначить «этапы» творческой биографии Татьяны Перцевой.

Окончив Уфимский институт искусств по специальности театральной режиссуры, она работала на радио с авторской программой «Антология группы ДДТ уфимского периода». Затем с актерами Мариной Сухановой и Александром Верхоземским организовала Уфимский театр миниатюр, который с успехом показывал спектакли по собственным пьесам в детских аудиториях. Увлекшись кино, Татьяна вдвоем с Андреем Носковым написали весьма удачный сценарий игрового полнометражного фильма «Решка». «Мы тогда только набирались опыта, учились, — говорит Татьяна. — Сделали на телевидении два выпуска передачи «Люди большого города» — с писателем и путешественником Камилем Зиганшиным и врачом, в прошлом барабанщиком первого состава ДДТ Сергеем Рудым. Первым состоявшимся проектом стал в 2010 году документальный фильм «Фотолик» об уфимском фотохудожнике Анатолии Воинове. Его показывали и по телевидению, и на просмотрах в городе».

А потом у Татьяны появилась мечта о документальной ленте под названием «Троя». Она хотела снять фильм о Времени и о людях, на ее взгляд наиболее ярко его выразивших, — о Сергее Юрском, Юрии Шевчуке и Сергее Овчарове. Даже выиграла грант Президента Башкортостана на этот проект. Материал был отснят на треть, — дальше, к сожалению, деньги кончились, но в процессе попыток осуществить идею Татьяна получила иной, но может быть более значимый для себя результат: право на общение с Сергеем Юрьевичем Юрским и возможность учиться кинорежиссуре у Сергея Михайловича Овчаро-ва. Что касается Юрия Шевчука, то с ним дружба длится еще со времен его уфимской молодости.

Как Татьяне удалось не просто познакомиться с такими выдающимися и сврехзанятыми людьми, как Юрский и Овчаров, но так «завлечь» своим киноазартом, что оба обратили на нее внимание, поверили в ее способности и не ошиблись, — это уже другая история. О ней, возможно, следовало бы написать отдельно, имея в виду настойчивость в достижении цели, уверенность в своем призвании и ответственность за него. А пока хочу пожелать кинорежиссеру Татьяне Перцевой успешного претворения в жизнь ее ближайшего плана — снять документальный фильм об Эльмире Бикбовой-Шевчук, начинающей талантливой актрисе и танцовщице, интересной художнице, первой жене Юрия Шевчука, о которой написаны его песни «Белая птица», «Когда ты была здесь» и другие. К великому сожалению, Эльмира ушла из жизни в неполных 25 лет, оставив яркий след в душах людей, ее знавших.

Я заканчиваю эти строки с надеждой на новые фильмы, где в титрах будет написано: режиссер Татьяна Перцева.