Все знают, что Саудовская Аравия богата нефтью и что нашли её там американцы в 1930-е. А вот подробности о том, как странных заморских нефтяников воспринимали саудовцы в те годы, мы знаем благодаря британскому офицеру Гарри Сент-Джону Бриджер Филби. Он единственный из исследователей в те годы имел доступ к Абдул-Азизу ибн Сауду и его архиву.
Родился Гарри в 1885 году, восточные языки изучил в Кембридже, работал в министерстве иностранных дел, а в 32 года ненадолго возглавил финансовую службу в Багдаде. Там его многому научила знаменитая Гертруда Белл, под руководством которой он начал работу.
Уже в 1917 году его направили на Аравийский полуостров для сбора информации о новом влиятельном племенном лидере Абдул-Азизе ибн Сауде.
Филби был очарован эмиром Неджа (такой титул тогда носил будущий основатель Саудовской Аравии) и пытался убедить британское правительство сделать ставку на Абдул-Азиза в борьбе с Османской империей. Правительство, однако, под влиянием другого британского офицера Томаса Эдварда Лоуренса, более известного как Лоуренс Аравийский, решило поддержать другого аравийского правителя — шарифа Мекки Хусейна.
Тогда для Британии Абдул-Азиз был не более чем очередной региональный князёк. И несмотря на то, что история показала правоту Филби, на его карьере это никак не сказалось. Он путешествовал с будущим королём на верблюде по Аравийской пустыне, вёл точные записи обо всех встречах и приключениях. Но если Лоуренс писал вольные рассказы о любви, войне и предательстве, которые вдохновили немало писателей и кинематографистов, то Филби был по-научному дотошен. Настолько, что читатели называли его книги самыми скучными из тех, что были написаны про Аравию. Оценило его путешествие разве что Королевское географическое общество, которое вручило Филби золотую медаль.
В начале 1920-х Гарри Филби занимал различные должности в администрации Ирака и Палестины, пока в 1924 году не уволился из министерства. Официальной причиной стало якобы имеющееся разногласие с британской политикой в отношении миграции евреев в Палестину. На самом деле, его вынудили уйти — вскрылась его давняя переписка с Абдул-Азизом, в которой Филби делился с ним конфиденциальной информацией. А попросту занимался шпионажем.
Филби сразу же уехал к любимому правителю и стал жить у него при дворе, работая советником. Через несколько лет он принимает ислам и заводит вторую, уже арабскую жену. Первая, с которой у него было четверо детей, продолжала жить в Англии. Сам Гарри периодически навещает родину, пытается найти возможность заняться бизнесом и выступает со скандальными заявлениями. Репутация у него уже была так себе.
Однако, она никак не повлияла на карьеру его единственного сына Кима — тот поднимался всё выше и выше в британской разведке, став одним из ее руководителей.
Пока в 1960-е не стало известно, что Ким был коммунистом и двойным агентом Советского союза аж с 1933 года. То есть примерно с того времени, когда папа координировал получение американцами нефтяной концессии на Аравийском полуострове. Видимо, наследственность. В 1963 году Ким был тайно переправлен в СССР, где и прожил до конца своей жизни.
А его отец после смерти Абдул-Азиза стал не угоден при саудовском дворе. Через два года он был выслан из страны за антиправительственную деятельность в Ливан. Там он и умер, в 1960 году, успев перед смертью повидаться с сыном. По легенде, последними его словами были: «Господи, как же скучно». Похоронен на мусульманском кладбище в Бейруте. Надпись на его могиле гласит: «Величайший из арабских исследователей».
Ким Филби умер в 1988 году в московской квартире, разочаровавшись в советской действительности и страдая от депрессии, заливаемой алкоголем.
В конце 2018 года в Москве было принято решение назвать именем Кима Филби одну из площадей в районе Ясенево, недалеко от здания Службы внешней разведки.