Каждый год в швейцарских горах встречаются мировые лидеры в области политики и экономики. Когда-то движимые едиными целями, они уже давно разделились на несколько лагерей.
"Мертвые души" - это люди, которым не хватает" глубоких чувств привязанности " к Родине. "Человек-Давоса" - это вид, который в своем отношении и поведении находится далеко от остального народа, сказал американский политолог Сэмюэл Хантингтон еще полтора десятилетия назад.
Каждый год кажется, что на вершине швейцарских гор встречается куча зомби.
Начиная с понедельника собирается мировая элита в Давосе в очередной раз на Всемирный экономический форум (ВЭФ). И стоит перечитать эссе Хантингтона. Не потому, что он был абсолютно прав, а потому, что с тех пор многое изменилось.
Между тем, Глобальной элиты больше не существует. Она, видимо, распалась и продолжает распадаться на различные племена, которые оценивают положение мира со своей особенной точки зрения - "люди-Давоса", как видно, разделились на различные подвиды. Что влечет за собой особенные проблемы.
В конце концов, у элиты Хантингтона была общая картина мира. В Эпоху стремительной глобализации девяностых и нулевых годов лидерство делили фигуры в области политики, экономики и науки, придерживающиеся довольно схожей точки зрения: на дальнейшую интеграцию рынков, укрепление международного сотрудничества, развитие весомых международных организаций.
Это была большая либеральная программа. Многие развивающиеся страны хоть и имели авторитарный режим, но их лидеры, однако, хотя бы в некоторых вопросах готовы были двигаться по "рельсам" Запада. И было распространенно ожидание, что мир постепенно станет западным. Просто вопрос времени.
Это не означало, что все было хорошо, но все понимали, что существуют глобальные проблемы, справиться с которыми, можно только победив национальных эгоизм и действуя сообща.
Но этот дух единства исчезает. Глубокие пропасти ложатся не только между государствами, но и внутри обществ.
Идеологические: либеральная Западная модель общества уже не является образцом для подражания. Противоборствующие проекты изобилуют, от цифрового тоталитаризма Китая до традиционного абсолютизма Персидского залива. Открыто разрекламированный национализм таких деятелей, как Дональд Трамп, также ставит под сомнение либеральную модель.
Социальные: общества распадаются на глазах на группы и племена, которые имеют свою собственную идентичность. Рациональные разумные интересы широко распространены, а демократический консенсус вряд ли достижим. Великобритания парализована Brexit-хаосом; президент Франции Эммануэль Макрон полностью занят восстанием желтых жилетов; в США президент и конгресс блокируют друг друга и не получают государственный бюджет, поэтому часть федеральных властей прекратила свою работу (все объявленные министры США в краткосрочной перспективе отменили свои планы на поездку в Давос).
Экономические: огромные противоречия между действительностью и сложившимися представлениями о том, как экономика на самом деле должна работать. Примеры: несмотря на беспрецедентные технологические прорывы, производительность застаивается. Несмотря на рост зарплат и цен, процентные ставки в Европе почти не растут, в то время как на рынках капитала появляются новые пузыри, угрожая скорым прорывом. Возможности и риски распределены неравномерно. В этих условиях вряд ли можно достичь единства взглядов на правильную экономическую политику.
Меркель, Боно, Гейтс - и все остальные
Конечно, есть обычная Давоская-толпа, которая также возвращается в этом году. Среди многих будет Ангела Меркель и ее японский коллега Синдзо Абэ. Кроме того, привычные знаменитости политики-экономики-культуры, начальники валютного фонда, Всемирного банка, ООН, ОЭСР , а также различные комиссары ЕС, и, конечно, воинство менеджеров международных корпораций.
Список гостей снова впечатляет: более 40 государств направляют своих глав правительств или министров. Кроме того, к ним присоединяются известные ученые и активисты неправительственных организаций. Но в отличие от прежних, они уже не обязательно разделяют общие цели.
Много изменений, много неопределенности
Взгляд на планетарную реальность расщепляется. Общие цели и убеждения - это основные предпосылки для коллективных действий. Общая база фактов, знаний и ценностей помогает преодолеть конфликты национальных интересов. Но если мировоззрение будет гибко адаптировано к соответствующим интересам, то будет трудно достичь самозабвенной цели ВЭФ, а именно"улучшить состояние мира".
У этого есть две основные причины. С одной стороны, мы действительно испытываем изменения, которые объективно параллельно затрагивают многие области, например:
Демография: Еще никогда не жило так много людей на земле, никогда не старело население мира так быстро. Это может иметь фундаментальные последствия - на производительность, на миграционные потоки, на социальные отношения и политические предпочтения. Только какие?
Глобальное распределение власти: В прошлом международная система государств полагалась на нескольких великих держав. Между тем, мы переживаем диффузию власти, в которой различные державы борются друг с другом за господство.
Изменение климата: потепление земной атмосферы, в том числе более экстремальная непогода и неравномерно повышающиеся уровни осадков.
С другой стороны, меняются также коммуникационные структуры внутри общества, поэтому субъективное восприятие мира развивается бешеными темпами.
Чушь и истина
В то время как объективные проблемы становятся более огромными, коммуникационные пространства становятся более фрагментированными; информационно-ориентированные СМИ заменяются социальными сетями и развлекательными новостями.
Кроме того, на нас обрушаются изображения из YouTube-, Netflix-сериалы, чаты, игры, Push-сообщения, WhatsApp-сообщения и многое другое. В нашем восприятии тривиальное смешивается с важным, реальное с вымышленным, чушь с истиной. Неудивительно, что основа общепринятых фактов становится хрупкой.
Нам все меньше становится понятно, что актуально и что, действительно, важно.
Возможно, с каждым годом нам все больше придется скучать по старым "людям-Давоса".
Подписывайтесь и ставьте класс!