В Монтессори-методе писать дети начинают раньше, чем читать... А читать дети начинают спонтанно.
Почему?
Потому что процесс письма куда проще, чем процесс чтения.
Примерно в три с половиной года ребенок начинает активно интересоваться письмом - выводить каракули, приговаривая «я пишу», или спрашивает, как называются буквы.
Это время, когда ему хочется делиться своими мыслями.
Дети, которые начинают писать обычно не читают то, что написали.
Чтение же – это всегда интерпретация чужих мыслей. Нам кажется, это легко и просто, потому что мы давно освоили эту премудрую науку, и весь процесс в нашем мозге происходит автоматически. Однако насколько это сложно, становится ясно при работе с проблемами чтения. Ведь для чтения нужно не только знать буквы, нужно уметь проводить серьезный анализ звуков, слов, предложения, текста в целом, проводить синтез мыслей автора, соотнести прочитанное с собственным опытом.
Когда ребенок освоит письмо, чтение приходит к нему само собой без натаскивания. Как правило, это происходит в период «шифровальщика» с 4,5 до 5 лет. В это время дети любят разгадывать шифры тоже.
Но само собой чтение не начнется. Ребенку необходимо подготовить мозг и руку к этому сложному процессу.
В среде Монтессори чтение - маленькая верхушка айсберга всей той работы, которую провел ребенок за 1,5 -2 года до этого, начав с самых простых упражнений, как полировка металла, перекладывание ложкой.
Каждый день он видел ребят, которые читают, много раз ребята сами читали ему. Вокруг него сейчас простые, интересные материалы, которые очень хочется взять в руки, а главное нет взрослого, который бы всеми правдами-неправдами заставлял его читать.
Проверьте:
Ваш ребенок готов к чтению, если:
- у него сформирована речь и у него нет логопедических проблем,
- он обладает достаточно богатым словарем,
- достаточно самостоятелен,
- развита пространственная ориентация. Он не путает «право» и «лево», «верх» и «низ»,
- развито умение выстраивать определенные последовательности. «Что я надеваю сначала, а что потом» - тоже последовательность,
- умеет слышать и распознать звук в начале, середине, конце слова.
Но главный критерий:
Ребенок ПРОЯВЛЯЕТ ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС К БУКВАМ И ЧТЕНИЮ ДРУГИХ!
Если все-таки вы решили, что время читать пришло. Ребенок уже знает некоторые буквы. Можно поиграть с ним в простую игру.
ВНИМАНИЕ:
если ребенок посещает Монтессори-центр, эту игру не используйте! Как правило, в Монтессори-классе дети не делают того, что они делают дома!!! Если дома или на других занятиях с ребенком занимаются чтением или математикой, он будет в классе эти занятия избегать, несмотря на шикарный материал.
ПРОСТАЯ ИГРА НА ЧТЕНИЕ
Положите на стол несколько простых предметов, названия которых состоят из трех знакомых ребенку букв, но не содержат йотированные гласные (я, е, ю, ё).
Например, фигурки: кот, дом, лук, рак, бык, кит и подобные.
Напишите на небольшом листке слово, покажите ребенку и скажите загадочным голосом:
«Я загадала какую-то фигурку, но вслух не скажу, прочти мои мысли, пожалуйста, и дай мне!»
Когда ребенок найдет нужную фигурку, порадуйтесь его умению волшебника читать чужие мысли!
Эту игру можно расширять до бесконечности! Писать другие предметы в комнате, квартире. Писать поручения: от «топни» до «покружись пять раз на одной ноге».
Меняйтесь местами. Дети придумывают очень интересные поручения.
Веселого вам времяпровождения!
Оксана Левченко,
основатель клуба "Книжный шкаф детям",
филолог, педагог, монтессори-педагог, переводчик
Навигатор по каналу >>
#кшд - чтение в ритме ребёнка
______________
Не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ!