Легендарный Иремель – одна из высочайших (1 582 метра) и красивейших вершин Уральских гор. В эти священные места, на границе Башкирии и Челябинской области, отправились мы как-то встречать последний месяц зимы.
Дружно одолев четыре сотни километров, отделяющих столицу Урала Екатеринбург от этих сказочных мест, останавливаемся в живописной деревушке Тюлюк у подножия великой горы.
Это древнее старообрядческое поселение. Деревня русская, а название тюркское: Тюлюк в переводе – «желание». Живописнейшие склоны гор, окружившие со всех сторон деревушку, действительно вызывают неуемное желание прокатиться по вершинам.
А еще название связывают с легендой об исполнении желаний на вершине Иремеля. Что ж, проверим! Вершины легендарной горы отлично видны с нашего нового дома и манят и манят…
Дорога к Иремелю идет через весь Тюлюк вдоль одноименной горной речушки.
Буйный и строптивый горный нрав речушки зимой едва сковывает непрочный лед. Несколько лет назад, легкомысленно решив прокатиться по этому ледку, чуть не поплатился – проламываясь, лед открывал провалы совершенно без воды, но с хищно торчащими на дне камнями… На этой одной из самых высокогорных рек Челябинской области (исток ее на высоте 900 м) в былые времена стояло от семи до десяти мельниц. Следов от них не осталось и в помине, но одна – Ларкина (по фамилии мельника, которому она принадлежала) – до сих пор на слуху. Дело в том, что стояла она на самом живописном участке реки – в ущелье, пробитом рекой в борьбе с неприступной скалой. Мы не пожалели времени и заехали в Ларкино ущелье: место действительно стоящее – тихое, уютное, красивое.
А какая вкусная вода, но не только вкусная, но и целебная: легенды гласят, что вся вода на склонах Иремеля дает энергию и силу человеку и даже светится ночью в определенный час. Отдохнув и набравшись сил, продолжили наше снегоходное восхождение. По хорошо накатной дорожке добрались до кордона.
С недавнего времени Иремель – природный парк, и въезд на его территорию ограничен. Если летом проезд на транспорте на гору категорически запрещен, то зимой, уплатив взнос , без проблем можно въехать под вершину. Покончив с бумажными формальностями, группа, распугивая всю местную живность ревом моторов, понеслась ввысь по склону. Снега совсем немного, а основная туристическая тропа так и вообще укатана в «асфальт». Так что вся наша разношерстная снегоходная братия шла без проблем.
Местные жители рассказывают, что в последние годы на склонах горы все отчетливей видны следы глобального потепления: зимой снега мало и редко когда его слой превышает двухметровую отметку. А летом лес все выше забирается к вершине, все сильнее теснит горную тундру. Кстати, при подъеме на вершину четко прослеживается смена четырех высотных поясов. Если еще на подъездах мы шли в дремучих, непроходимых лесах горно-лесного пояса, то выше его сменил подгольцовый пояс с редколесьем, меж которого путик петлял, петлял да и вывел нас на перевал Малого Иремеля (1449,4 м).
Здесь настоящая горная тундра с карликовыми березами, стлаником. Главный хозяин перевала – ветер, он сдул с него практически весь снег. Под ногами упругий моховой ковер! И это в середине зимы! Сами же вершины – это безжизненные гольцовые холодные пустыни. А какой отсюда вид – как на ладони грандиозный темный купол Большого Иремеля и тут же отходящий от него контрастно белый отрог, заканчивающийся горой Жеребчик.
Кстати, вершина Большого Иремеля носит название Кабан. Кабан по-башкирски переводится как «стог». Действительно, именно отсюда, с Малого Иремеля, Большой очень напоминает стог сена. Долго мы лазили по скалам, фотографировались – сознание с трудом переваривало нереально красивые панорамы. А впереди ждало главное – подъем на Большой Иремель. Тот же укатанный путик вывел нас на плато под главной вершиной. Вершина Большого как и Малого – это необъятное море камней. Говорят, в былые времена снега бывало столько, что курумник (каменные россыпи) Большого Иремеля полностью заваливало и на самую макушку удавалось пробить путик. Сейчас о заезде нет и речи – идем пешком.
Пару веков назад за такой поступок не сносить было нам головы: Иремель издавна считался священной горой, восходить на которую имели право только жрецы. Простым смертным восхождение запрещалось под страхом смерти. Да и сейчас многие считают гору особенной – местом силы, самой аномальной зоной России. Мало-помалу, перепрыгивая с камня на камень, переползая языки льда, добрались до платообразной вершины, сплошь покрытой россыпями скальных обломков. Неземное зрелище, когда стоишь на краю этой снежно-каменной пустыни, а перед тобой на десятки километров открывается вид на окружающие хребты, красивейшие уральские леса.
Иногда создавалось впечатление, что стоишь на капитанском мостике, а перед тобой на сотни метров простирается обледенелая палуба невероятных размеров корабля, бороздящего бескрайнее море тайги!
Нам сказочно повезло с погодой! Говорят, Иремель такие подарки делает лишь для хороших людей.
Наверное, раньше я был значительно хуже: такую погоду, такой вид застал впервые из всех своих поездок в здешние края.
Дабы подтвердить репутацию хороших парней, провели спасательную операцию по возвращению, как нам показалось, заблудившейся собаки в Тюлюк.
Как потом оказалось, у собаки здесь был свой бизнес – увязываясь за туристами, она клянчила пропитание своим жалким видом, а сегодня ей вообще повезло – прокатили до дома на снегоходе!
Продолжение следует...