Найти тему
Что почитать? 📚

Что почитать? Сергей Кузнецов, «Хоровод воды» – современная проза

Оглавление

Кому это читать: любителям исторических семейных саг и желающим примерно представить, как всё было в нашей стране в советское время – как люди жили, работали, боялись и были счастливы, несмотря ни на что.

Моя оценка 8 из 10.

Тест Бехдель пройдет.

-2

Многие читатели отмечают, что это (цитата) «добротная семейная сага», и да, все приметы семейной саги вроде бы есть: страниц много и это история потомков одной семьи.

Строго говоря, в самом начале никакой семьи не было, а была девушка, то ли сбитая с пути истинного, то ли попросту изнасилованная мельником-колдуном, да и помершая в родах. Вот её-то потомки, её и мельника, бесконечно бесконечно бесконечно, как в дурном сне, плывут в пространстве романа, встречаясь скорее в пространстве снов (хоровод воды), чем в реальной жизни. В реальной жизни, судя по всему, они очень смутно представляют друг друга.

Читать роман сначала сложно, но повторов достаточно, чтобы быстро запомнить героев (это у нас Никита, он занимается аквариумами, это его любовница Даша, это его бесплодная жена Маша, а это его брат, алкаш и художник Мореухов, чудовищно неприятный, но, кажется, талантливый, а это Римма и Аня, которая была Эльвира, но поменяла имя, Римма – амбициозная лесбиянка, тщательно скрывающая свое двухмерное восприятие мира, Аня – мать-одиночка, такая же, в общем, двухмерная, просто потому, что других автор ещё не умеет).

У романа есть еще одна черта, отмеченная многими читателями: его «мужскость». Мужская проза, мужской роман – пишут в отзывах. Это про то, что персонажи мужского пола пьют, блюют, изменяют женам, бьют случайных любовниц, бросают собственных детей и не заботятся о них, так что совершенная норма уже для нескольких поколений женщин подряд самостоятельно рожать и воспитывать своих детей, даже не предупреждая отцов, даже не пытаясь как-то вовлечь их в процесс отцовства. Ну это такая женская судьба, говорит автор небрежно. Мужчины говорят о сексе и о минете, а женщина вот сталкивается со своей судьбой, рожает (сама-сама), не рожает (сама-сама), мужчина ничем не может помочь.

И не то чтобы герои не рефлексируют. Рефлексируют, конечно. Например, бросают любовниц, чтобы остаться все-таки с женой, история любовного треугольника дублируется два поколения подряд. Автор очень неуклюже делает вид, что это – хорошее решение, ведь все в итоге остались довольны.

Женщины у автора вышли картонными. Муж изменил, ну печально, конечно, но жена переживает и остаётся с ним. Никто не обсуждает проблему, в этом нет необходимости.

Нету мужа? Ну буду сама воспитывать детей.

Высшее счастье – в третьем поколении женщин с детьми без мужей наконец-то нашелся мужик и сделал предложение.

Женщины в романе неизменно второй сорт. Для сравнения, профессии женщин последнего поколения, когда, казалось бы, открыты все пути: продавец обувного магазина, помощник руководителя и жена бизнесмена. Ура. Мужчины: атомщик, геолог, художник (хоть и алкаш), бизнесмен и так далее. Это при том, что уже в начале века одна из героинь показана успешно получающей высшее образование – правда, потом она укрывается за спиной мужа-чекиста и ее профессиональная карьера остается за кадром. Такое чувство, что автор просто не может представить себе успешную женщину, которая способна найти себя в чём-то, помимо детей и мужа. Римма – крайне неудачная попытка нарисовать такую женщину, и он постоянно подчеркивает ее «инаковость», не замечая, что Аня, «правильная» сестра, практически ничем от Риммы не отличается.

Всегда интересно понять, как жили люди до нас, и кажется, Сергей Кузнецов ковыряет именно советский период – то так, то эдак. Проблема в том, что ничего нового он не открывает, так что даже непонятно, что он там ищет, - для себя ли, для нас ли, читателей.

И почему все-таки в романе про Россию всплывает цитата, известная нам, прежде всего, по циклу романов Кинга «Темная башня»? Я эту пасхалочку не разгадала.

Из книги:

Хорошо, что теперь в Москве есть место, где всегда можно попросить о помощи. Просто подойти к колонне, прислониться лбом и повторять: Помогите, помогите.
Кнопку при этом можно не нажимать.

-3
Но слова любви не нужно искать и невозможно забыть: они всегда просты. Даша, я люблю тебя - вот и все.

Другие романы, которые могут вас заинтересовать:

Мария Сэмпл, «Куда ты пропала, Бернадетт?» — современная проза - Ничем не примечательный рассказ от лица девочки-подростка, каких мы уж видывали и читывали, вдруг превращается в славную книгу про хороших людей, которым разрешено не только совершать ошибки, но и, что важнее, исправлять их.
Борис Минаев, «Ковбой Мальборо, или Девушки 80-х» — современная проза - Сборник немного ностальгических рассказов о тех временах, когда Советский Союз уже заканчивался, а перестройка еще не началась.
Борис Акунин, «Вдовий плат» - историческая литература - «"Вдовий плат" - это книга про главную беду человеческой истории: что ее делали мужчины, а не женщины…».

Уютного вам чтения!