Мультипликация в современном виде появилась где-то на рубеже ХХ века и уже вскоре производство мультфильмов стало весьма восстребованным. Уже в 20-30е годы появляются очень качественные, даже полнометражные работы, в которых мы видим очень реалистичных персонажей. Это стало возможно благодаря ротоскопированию - методу, который активно использовали и Флейшер, и Дисней, и Союзмультфильм.
С приходом цифры в видео эпохи многие исследователи визуальной культуры обратили внимание на то, что привычные отношения переворачиваются с ног на голову. Анимация выходит из тени кинематографа и заявляет о своем первородстве. На место film (это не только фильм, но и сама пленка, на которой он снят) приходит pixel (элемент рисунка), что приводит к переосмыслению всех теорий о движущихся изображениях в нашей культуре.
Цифра не отменяет прежние формы, но скорее порождает множество новых гибридов. Однако один из таких гибридов существует уже довольно давно. Это техника ротоскопирования или фотоперекладки, о которой мы и хотим рассказать.
Фотоперекладка – это анимационная техника, при которой определенный фрагмент (фильма или мультфильма) создается посредством покадровой перерисовки с фото- или кинопленки. Первоначально технология строилась на основе проектора, который просвечивал каждый кадр на бумажную кальку.
В английском языке эта техника называется rotoscoping, что впоследствии было калькировано на другие языке (рус. ротоскопирование, фр. rotoscopie). В советское время ее также называли «Эклер», по названию аппарата для ротоскопирования (его производила французская компания Eclair). Иногда используется термин «ротомация» – результат сплава «ротоскоп» и «анимация».
Ротоскоп был изобретен в 1914 году Максом Флейшером (один из первопроходцев, величина в мультипликации равная, если не превосходящая Уолта Диснея). Данная техника вскоре получила широкое распространение в двух сферах.
Во-первых, это производство мультфильмов, которое благодаря использованию ротоскопа выигрывало и в реалистичности движений персонажей, и (не всегда) в скорости создания. Метод активно использовали и Флейшер, и Дисней, и Союзмультфильм. В какой-то степени сюда можно отнести и использование ротоскопа при создании комиксов.
Во-вторых, это оптические кинотрюки, создаваемые с помощью комбинированных съемок. Рисование поверх кадра используется главным образом в создании блуждающей маски (на эти участки затем можно добавить несуществующие детали)
Особенно востребованной подобная техника стала в связи с модой на фантастику и супергероев в кино. Сперва это были довольно нереалистичные вставки, однако с появлением новых технологий (motion control, motion capture и др.) фотоперекладка стала одним из главных орудий создателей спецэффектов.
Полный текст статьи на сайте: http://concepture.club/post/okolo_kino/risuja-poverh-plenki-proshlo-i-nastojaschee-rotoskopa