Найти тему
Ritual.ru

Древнеегипетская "Книга мёртвых" и культура Европы

Оглавление

Многочисленные ошибки в понимании «Книги мёртвых» связаны с тем, что европейцы постоянно сталкивались с находками из Древнего Египта, но лишь относительно недавно начали по-настоящему понимать эту культуру. О самом существовании «Книги мёртвых» стало известно ещё в Средние века, когда её начали находить в саркофагах. Хотя люди того времени не могли перевести текст, сам факт местонахождения Книги заставил многих считать, будто бы это древнеегипетский аналог Священного Писания. Тогда же ей дали название «Книга мёртвых», которое сохранилось до сих пор.

Первая волна египтомании

-2

Подлинный интерес к «Книге» породила волна египтомании, которая распространилась по всему миру в начале XIX века после египетского похода Наполеона Бонапарта. На Запад хлынул поток находки из страны фараонов: саркофаги, мумии и ценности из пирамид. В 1822 году удалось расшифровать египетскую иероглифику, а уже через 2 года эти знания позволили перевести «Книгу мёртвых». Первый перевод был чрезвычайно неточен. Он в значительной степени отражал романтическое представление о Египте, как о земле мистиков и колдунов, но начало было положено.

Египтомания того времени проникала и в искусство: в 1845 году Эдгар Аллан По публикует рассказ «Разговор с мумией» – первое произведение, в котором фигурирует идея телесного воскресения древнего египтянина.

«Книга мёртвых» в кинематографе

Для массового искусства важнее второй период египтомании, последовавший за открытием гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году. В 1932 режиссёр Карл Фройнд, вдохновляясь именно этой археологической находкой, снял фильм «Мумия», предопределивший нынешний культурный образ «Книги мёртвых». Сюжет строился вокруг противостояния между современными людьми и древним египетским жрецом, которого вернуло к жизни случайно прочитанное вслух заклинание.

С этого момента идея древних магических текстов, оставшихся со времён Египта и спрятанных в пирамидах, закрепилось в коллективном воображении западных писателей и сценаристов. «Книга мёртвых» при этом стала просто самым популярным термином из многих возможных, а её гипотетическое содержание менялось от произведения к произведению, в зависимости от нужд конкретного автора. Так, в ремейках «Мумии» «Книга» практически полностью потеряла связь с мертвецами и использовалась для создания любых колдовских эффектов. С ее помощью, как оказалось, можно управлять погодой и насылать на людей катастрофы. Что до реального текста, отражающего аутентичную египетскую традицию, то он окончательно стал достоянием историков и египтологов.

Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху).

Обязательно ставьте лайки - это важно для канала ;)

А с этим и многими другими материалами вы можете ознакомиться на сайте Ritual.ru