Найти в Дзене
Старые новости

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПРИНЕС НА БЕРЕГ БАЙКАЛА ЦЕРКОВЬ Жители Большого Голоустного ждут четвертого явлениячудотворной иконы

(2003 год) Вся история села Большое Голоустное Иркутской области так или иначе связана с чудотворной иконой Святителя Николая. Являлась она туда три раза неведомыми путями, спасала рыбаков, исцеляла больных и стала святыней даже для иноверцев. В 30-е годы икону разрубили на куски, но нынешней зимой она вновь должна вернуться в Голоустное. Пожилая жительница села долгие годы хранила спасенные ее частицы скульптурной святыни -- руку с храмом и стопу. Во время восстановления церкви Святителя Николая она передала частицы Юрию Белову -- человеку, который приложил немало усилий для того, чтобы Голоустное вновь обрело свой храм. Белов стал послушником в Санаксарском монастыре и увез туда то, что осталось от чудотворной иконы. Сейчас монахи воссоздают образ Святителя Николая. Святые части будут вложены в дубликат, и икона обретет свои чудотворные свойства. Святитель Николай приходит с мечом и без Николай Меринов, атаман Иркутского казачьего войска, как уроженец Большого Голоустного, давно и

(2003 год)

Вся история села Большое Голоустное Иркутской области так или иначе

связана с чудотворной иконой Святителя Николая.

Являлась она туда три раза неведомыми путями, спасала

рыбаков, исцеляла больных и стала святыней даже для

иноверцев.

В 30-е годы икону разрубили на куски, но нынешней

зимой она вновь должна вернуться в Голоустное.

Пожилая жительница села долгие годы хранила спасенные

ее частицы скульптурной святыни -- руку с храмом и

стопу. Во время восстановления церкви Святителя

Николая она передала частицы Юрию Белову -- человеку,

который приложил немало усилий для того, чтобы

Голоустное вновь обрело свой храм. Белов стал

послушником в Санаксарском монастыре и увез туда то,

что осталось от чудотворной иконы. Сейчас монахи

воссоздают образ Святителя Николая. Святые части

будут вложены в дубликат, и икона обретет свои

чудотворные свойства.

Святитель Николай приходит с мечом и без

Николай Меринов, атаман Иркутского казачьего войска,

как уроженец Большого Голоустного, давно изучает его

историю, собирает архивные документы. Дважды

он занимался восстановлением голоустнинской церкви,

охранял ее, гонял заморских нудистов, вздумавших

голыми плясать вокруг храма. Еще он ставит в

Голоустном кресты во имя Николая Чудотворца и

является свидетелем ни одного чуда, свершенного

в этом селе. А уж о чудесных явлениях иконы

атаман может рассказывать часами.

Явление первое:

Во второй половине 17 века на берегу Байкала впервые

была явлена икона Николая Чудотворца. Она была

скульптурная, сантиметров 70 высотой, деревянная,

оклеенная расписанной бумагой. В руках, по

сохранившимся свидетельствам, Святитель ничего не

держал.

А дело было так.

Случайно заехавшие в еще незаселенную местность

на рыбный промысел буряты нашли прислоненную к пню,

старинную икону. Аборигены пали ниц, но Святитель

прямо на их глазах неводомо куда удалился.

Явление второе:

В начале 18 века буряты отправились промышлять рыбу.

На Байкале разыгрался жуткий шторм. Бросив весла,

рыбаки упали на колени перед висящим у них на мачте

образом Святителя Николая, каялись в грехах и

молились о спасении своих душ. Прошло несколько минут

и неуправляемая лодка легко и свободно начала

перескакивать огромные волны. Буряты продолжали свои

молитвы. Вдруг буря стихла и они увидели на пути

форватера лодки маленький огонек. Поплыли к нему и

добрались до берега. Пораженные непонятным явлением,

буряты повыскакивали на прибрежную гальку и возле

пня, где уже являлась чудотворная икона, увидели

скульптуру Святителя и ярко горящую, несмотря на

ветер, восковую свечу. На этот раз Николай

Чудотворец держал в руках церковь и меч.

Тогда было решено поставить на святом месте часовню.

Голоустное испокон веков было русской землей,

открытой казаками. Буряты пришли туда гораздо

позднее. Поэтому ходатайствовал о сооружении часовни

казачий десятник и бил он челом Тобольскому

архиепископу таким образом: "Великому

господину Преосвещенному Игнатию, митрополиту

Тобольскому и всея Сибири бъет челом раб твой холоп,

десятник казачий Андрюшка Ошаровский. Господин

преосвещенный Игнатий, пожалуй меня раба своего, вели

великий господин по обещанию великому архиерею

Николаю Чудотворцу на море в Голоустной поставить

часовню. Великий господин, смилуйся пожалуй. К сей

челобитной Андрюшка Ошаровский руку приложил".

Ответ не заставил долго ждать. Челобитная была

написана в 1701 году, а в 1702 в Голоустном уже

появилась часовня.

Однако чудотворная икона в селе не осталась.

Посчитали, что для такого зимовья, каким считалось

Голоустное, она слишком ценна и Святителя перевезли в

Посольский монастырь. Расстояние через Байкал --

более 50 километров.

Икону носили крестным ходом из Посольска в

Голоустное, Тугутуй, по Забайкалью. А чтобы в

Голоустном все-таки осталось какое-то свидетельство

чудотворных явлений, с иконы сделали список и

украсили им часовню.

Явление третье:

В середине 19 века, как-то по утру открыли Посольскую

церковь, хотели службу начинать, а иконы

чудотворной на месте нет. По Посольску ее искать даже

и не стали, а сразу отправились в

Голоустное. Разумеется, она вновь явилась на прежнее

место. Поставили крест, икону забрали, но

решили поставить в Голоустном храм.

Строительство начали в 1854 году, и в 1857 уже

закончили. Икону крестным ходом вернули на родное

место. Ледовую дорогу устилали коврами на всем

протяжении пути. Народ плакал и молился за

возвращение Святителя домой.

Явление четвертое:

В начале 21 века. Ждем.

Ножки свели с ума

Скульптура творила чудеса -- исцеляла больных,

дарила бесплодным женщинам долгожданную беременность,

спасала моряков и путешественников. Ее почитали и

русские, и буряты, и тунгусы, и якуты. В каждой

ламаистской церкви и сейчас есть икона Николая

Чудотворца. Святителю приезжали поклониться со всей

России, и голоустнинская церковь стала миссионерской.

Даже далеко за пределами России люди слышали, что

есть на Байкале такое чудесное место.

Скульптуру Николая Чудотворца всегда обряжали, и

никто кроме ограниченного круга священнослужителей

никогда не видел, что у Святителя под платьем.

Рассказывают, что одна любопытная женщина как-то

решила посмотреть какие у Николая ножки и... сошла с

ума.

В 1938 году церковь стали закрывать. Приехал

из Слюдянки некто Пауль и начал агитировать народ,

чтобы тот подписался под ликвидацией. Но осуществить

закрытие не удавалось в течение полугода.

Какие только беседы не проводились с местным

населением. Мол, церковь -- это буржуазное гнездо и

прочее, но народ не хотел расстаться со своей

святыней. Подействовало одно: людям сказали, что им

придется содержать священника и прочих служителей,

платить им зарплату, ремонтировать на свои средства

церковь. В конце концов храм закрыли, а последнего

настоятеля иеромонаха Модеста арестовали и забили

насмерть камнями в Листвянке.

Часть икон жителям Голоустного удалось спасти --

перенесли в часовню. Некоторые из них были

прострелены, в том числе и список со скульптуры

Николая Чудотворца.

Другие иконы сожгли, а саму скульптуру товарищ Пауль

порубил на куски. При этом он смеялся: "Пусть у меня

руки отсохнут". Говорят, действительно, отсохли, а

точнее -- сгнили пальцы. И все те, кто принимал

участие в разграблении церкви умерли не своей

смертью. Рассказывают даже, что одна ярая активистка

шила из риз себе платья, а потом ее вместе с детьми

нашли мертвой на паперти.

Когда громили церковь, мужики, отправившиеся по льду

Байкала промышлять нерпу, увидели на запорошенном

снегом пути следы босых ног. Седой с бородой старичок

удалялся все дальше и дальше. "Ты кто таков будешь?"

-- спросили мужики. "Меня здесь осквернили, я ухожу",

-- был ответ. Опомнились рыбаки, хотели вернуться,

старика подобрать, а его уж след простыл, как будто и

не было.

Церковь после закрытия хотели превратить в клуб -- не

вышло. Сделали зернохранилище -- оно тоже там не

прижилось. В общем стояла она пустая много лет.

В 60-е годы сохранившиеся в часовне иконы украли.

А когда строили ГЭС, часовню перенесли, так как это

место должно было уйти под воду. Однако именно эта

часть не затопилась, а осталась как остров. Там

сохранился и легендарный пень, а вокруг чайки вьют

свои гнезда.

В 1986 году Николай Меринов, по просьбе своей матери

начал предпринимать попытки восстановить церковь.

Тогда он был председателем спорткомитета Иркутского

района и ответственным секретарем районного отделения

ВООПИК. Говорит, что на него писали доносы в КГБ, но

поставить церковь на учет, как памятник, Меринову все

же удалось.

Потом начал искать деньги на восстановление.

Отреставрировали церковь в 90-х годах. Колокола были

отлиты на американские деньги. Именно поэтому, считает

Меринов, церковь и сгорела -- "Святителю Николаю не

были угодны деньги иноверцев". По официальной версии,

сгорела церковь от короткого замыкания, но Меринов

утверждает, что в это время электричества не было.

Еще одно чудо: ни капли бронзы от расплавившихся

колоколов найти не удалось.

Потом приняли решение вновь восстановить храм, но ни

копейки не брать у иноверцев. В ходе восстановления

свершилось новое чудо.

Пожилая женщина, такая пожилая, что, по

свидетельствам более молодых жителей Голоустного, еще

в 30-е годы была довольно взрослой, принесла частицы

чудотворной иконы -- руку с церковью и стопу.

Столько лет она хранила эти святые частицы и никому не

обмовилась ни словом.

После их обретения церковь начала восстанавливаться

ни по дням, а по часам. Когда ее открывали, небо

озарилось ярким сиянием -- над куполами появился

оранжевый круг. А в день, предшествующий этому

событию, на Байкале был шторм.

Вскоре после открытия храма Меринов поставил чуть

повыше часовни еще один крест в честь Святителя

Николая. Над крестом засверкали яркие огни,

сложившиеся в темном небе в несколько разноцветных

радуг.

Юлия Улыбина