Найти тему

Метод естественных последствий

Сколько бы раз ни сказали нам, что так не получится, так делать не надо, что мы обязательно пожалеем, понимаем мы это, только убедившись на своем личном опыте! Так уж устроен человек: лучше один раз самому проверить, чем слушать кого попало… Дети тоже не всегда воспринимают наши советы. И это вполне объяснимо. Всем им хочется быть самостоятельными и независимыми, принимать решения, не слушать маму, все делать по-своему. Причинно-следственные связи, которые так хорошо понятны нам, взрослым и опытным людям, не всегда очевидны для ребенка. Как малыш может поверить в то, что это плохо закончится, если сейчас ему так нравится то, что он делает? Как можно поверить в то, что, если стараться залезть вверх по горке, можно разбить нос, ведь это такое веселое занятие! И только тот, кто уже разбивал себе нос, знает, что рано или поздно это обязательно случится.

Иногда гораздо полезнее дать понять ребенку, к каким последствиям могут привети его действия. Разумеется, речь не идет о том, что может нанести вред здоровью, поколечить малыша (хотя бывают и такие ситуации, когда ребенку необходимо самому убедиться в том, что существуют такие понятия, как, например, ‘горячо’ или ‘остро’, но такие эксперименты необходимо проводить только под руководством взрослых). Мы говорим о ситуациях, которые могут закончиться расстройством для крохи. “Если ты сейчас съешь печенье, то, когда я сделаю тебе какао, тебе придется пить его безо всего”, “Не бери эту игрушку на улицу, она может потеряться в песке/станет грязная, и в нее уже нельзя будет играть дома”, “Не броосай так игрушку, она может сломаться”, “Не одевай эту футболку дома, ты ее испачкаешь и не сможешь надеть к другу в гости, а ведь она тебе так нравится” или “Не высыпай весь конструктор, потом будет трудно его собирать”. Советовать можно до бесконечности, но кто нас слушает?

Позвольте ребенку самому проверить эти причинно-следственные связи. Позвольте ему взять на себя эту ответственность. Позвольте получить эти самые последствия, чтобы понять, что он сделал не так. Предупредите! Обязательно! Малыш может просто не понимать, к чему могут привести его действия. Скажите ему об этом и, если он продолжает настаивать на своем, отпустите ситуацию. Если в итоге у машинки отвалилось колесо, это будет хороший урок на будущее. В следующий раз, предупреждая ребенка о том, что так бросать дорогие ему вещи не следует, вы можете напомнить ему про сломанную машинку и обратить внимание на то, что ей теперь совсем неинтересно играть. Если же малыш взял на улицу мягкого мишку и уронил его в лужу, значит ему придется спать без него или выбрать себе для сна другую игрушку. Ну а если ведро конструктора все же с шумом высыпано на пол, не забудьте добиться, чтобы ребенок собрал потом все обратно (только тогда он поймет, что действительно это не стоило делать).

Не бойтесь этих маленьких расстройств и разочарований. Не злорадствуйте и не повторяйте бесконечно: “Я же говорила”. Пожалейте малыша, ведь он действительно в такие моменты очень расстроен. Объясните, что было сделано не так, напомните, что некоторые вещи стоит беречь, про некоторые последствия стоит подумать заранее. Разговаривайте по-дружески, вместе переживайте и расстраивайтесь. Такие жизненные уроки учат нести ответственность за собственные действия, учат прислушиваться к советам, учат думать. Метод естественных последствий говорит сам за себя – все последствия для ребенка являются именно естественными (ломал вещь – она сломалась, не взял с собой необходимое – его не оказалось под рукой в нужное время, испачкал футболку – футболка грязная), вы не создаете малышу искусственные ситуации, не придумываете наказание. Сами последствия уже являются своего рода наказанием, уроком на будущее. Все мы учимся на своих ошибках, и когда нам 2 года, и когда 50. Так позвольте своему малышу самому нарабатывать свой опыт, но при этом всегда будьте рядом!