Скандал на ровном месте становится новым мейнстримом в петербургской политике. Там, где иной мог снискать себе и почёт, и славу, и ордена, и голоса, и саму власть, петербургские политики умудряются оступиться, высморкаться в галстук, выругаться и набить шишку.
Горожане очень ждали момента, когда временно исполняющий обязанности губернатора официально внесёт в Законодательное Собрание кандидатуры своих заместителей. Дело не в том, что от этой процедуры ожидали сенсаций, список был понятен заранее, а в том, что от господина Беглова горожане и депутаты ждут ответов на множество вопросов, которые давно заданы, но так и остаются без ответов.
Строго говоря, именно момент внесения кандидатур на посты вице-губернаторов господин Беглов мог использовать, чтобы обратиться не столько к депутатам Законодательного Собрания, сколько к горожанам с программным обращением и, пользуясь тем, что шесть вице охватывают существенную часть сфер ответственности городской исполнительной власти, объяснить горожанам своё видение того, как именно должны развиваться внутренняя политика, экономика, транспорт, наука, градостроительная политика, энергетический комплекс и как врио представляет себе перспективы формирования тарифов на основные коммунальные услуги и ресурсы. Однако Александр Дмитриевич оказался немногословен. Если не считать перечисления фамилий и сфер ответственности, то от всего его выступления можно оставить только одну короткую цитату.
«Нам предстоит большая совместная работа, петербуржцы ждут от нас решительных действий, нам нужен прорыв по всем сферам социально-экономического развития нашего города. Рассчитываю на вашу готовность подключиться к командной работе».
В памяти многих присутствовавших в зале, а равно и тех, кто смотрел трансляцию в интернете, ясно зазвучал мотив Клаудио Санторо из фильма «Там, где кончается асфальт», только слова не Алексея Виницкого, а другого автора:
Узнают его теперь в народе,
Главная работа впереди!
Губернатор Яковлев Володя,
Питер наш родной не подведи…
Депутаты проголосовали «ЗА». Одни, следуя партийной дисциплине, другие от безысходности. Предлагать другие кандидатуры не предполагалось, а затягивать формирование команды управленцев тоже не лучший выбор.
Горожане вновь остались без разъяснений и с отчётливым ощущением, что вновь всё решили за них, без них, и не задумываясь о том, а что, собственно, этих горожан интересует.
«ЗА» были не все.
Депутат Резник честно предупреждал, что не станет голосовать за кандидатов, предлагаемых господином Бегловым. Позицию свою Максим Львович объяснил вежливо, но жёстко. Предельно ясно сформулировав критерии, которым не соответствует господин Беглов в качестве кандидата на должность руководителя города.
Главный вопрос – стратегия. Существует ли она? Какова она? Это, как было сказано выше, господин Беглов предпочёл не объяснять.
Я не поддерживаю вашу кандидатуру, уважаемый Александр Дмитриевич, на пост губернатора и считаю, что вы не подходите нашему городу…
Сразу после этих слов Александр Дмитриевич встал и вышел из зала. Когда господин Резник приступил к перечислению других пунктов, по которым господин Беглов его не устраивает, врио уже не было.
Непроизвольный уход.
Выслушивать критику всегда неприятно. Особенно неприятно, когда тебя критикует человек, мировоззрение которого ты не только не разделяешь, но и осуждаешь. Но таковы ярмо, а также крест, и долг, и подвиг, и обязанность, и повинность любого, кто решился пойти в политику, что критику нужно слушать и на неё отвечать. Лично. Если не лично – это демонстрация неумения управлять собственными эмоциями.
Кроме как эмоциональным всплеском уход Александра Дмитриевича объяснить невозможно. Версии, высказанные после разными аналитиками и представителями малоубедительны или неуместны. Ну, как поверить версии, что врио срочно вызвали на уборку снега? Можно принять утверждение о нежелании временно исполняющего участвовать в личном pr господина Резника, но, если бы господин Беглов не вышел из зала и pr прошёл бы мимо внимания общественности.
При чём тут «Запад»?
Одна из важных проблем сегодняшнего состояния петербургской политики – обоюдная выгода переноса основных акцентов общественного диалога с вопросов экономики и хозяйственного развития региона, на вопросы общеполитической повестки дня.
У оппозиции есть своё видение и возможностей для стимулирования роста экономики, и для решения транспортных проблем, и для развития производства, но это вопросы, которые сегодня не резонируют в умах простых граждан так, как резонирует, например вопрос о причинах снежного коллапса. Особенно звонко отзывается в умах горожан тема уборки снега и льда, когда эти самые снег и лёд нападают на горожан, пикируя с крыш или предательски ударяя в бедро. Но вопрос о причинах снежного коллапса оппозиция и без того поставила предельно чётко. Другие внутригородские вопросы пока не созрели.
Временно исполняющий обязанности губернатора также пока не готов дискутировать ни о причинах снежного коллапса, ни о наполнении бюджета, ни о проблемах энергетики, а говорить нужно.
Хуже всего то, что говорить придётся не только с депутатами.
Уж лучше про «Запад».
Если бы Александр Дмитриевич был уверен в том, что Путин не приедет 27 января 2019 года или приедет, но не вызовет врио на доклад, тогда можно было бы меньше вспоминать про тлетворное влияние, рисовать танки и суетиться по поводу разного рода проявлений с плакатами неустановленного содержания и назначения.
Проблема в том, что после целой серии откровенных ошибок господина временно исполняющего обязанности, Путину действительно придётся решать слишком много непростых задач.
Ехать или не ехать вопрос для Путина, скорее всего не стоит. Принимать врио или не принимать? Готовить ему конкретные гарантии финансирования, проекты, предметные указания или отложить до решения кадрового вопроса? Отчитать врио за снег публично или сделать это тихо, без лишних глаз? Путин в таких вопросах много тоньше и выдержаннее своего выдвиженца. Действовать без подготовки не станет, только времени на эту подготовку мало. Было бы лучше просто положиться на человека, которого можно не контролировать слишком плотно, который может «держать удар», может ответить на критику, предложить свою повестку дня…
А Беглов положился на даму.
После краха СССР ещё не случалось такого в петербургской политике, чтобы женщина, не в силу семейного долга, а по должностным обязанностям бросалась на защиту, пусть и временно исполняющего обязанности, но всё же губернатора.
Любовь Павловна.
Любовь Павловна Совершаева оказалась единственным из предложенных Бегловым кандидатов, о которых можно сказать что-то более определённое, чем повторение перечня их полномочий. Прежде всего, госпожа Совершаева – человек с очень весомыми связями на высшем уровне, большим опытом как в политике, так и в медиа, наличием личной позиции. Но главное – при всём уважении к любой команде, в которой доводилось работать Любовь Павловне, она никогда не стеснялась и личных решений.
Именно это сочетание ответственности и решительности позволило ей вполне конкретно напомнить оппозиции, что есть и иные формы диалога, кроме «хайпа», что она была просто обязана сделать после того, как Беглов ушёл, а с другой стороны, дать понять pr команде врио, что менять фабрику мемов на команду аналитиков, пока не планируется. Это она тоже была обязана сделать, чтобы успокоить тех, кто мог посчитать её речь на заседании Законодательного Собрания слишком смелой.
- Мы должны говорить о том, что мы вместе можем сделать для петербуржцев. Готова к диалогу с любой партией, с любой фракцией, но к диалогу, а не к разговору о том, что все что предлагает правительства – плохо, - сказала Совершаева.
Иными словами – врио может обижаться, уходить, махать на вас всех рукой, а я готова слушать, если есть что сказать по существу дела.
Способность Любовь Павловны к решительным и неординарным шагам проявилась очень давно. Шли лихие 90-е. Было лето. Где-то на одном из аэродромов Ленинградской области народ праздновал День авиации. Тут нечто случилось в душе Любовь Павловны, которая вдруг решила – прыгну! Когда динамики разнесли над аэродромом: «С парашютом прыгает вице-губернатор Ленинградской области…» 47 регион чуть не лишился губернатора. Сама Любовь Павловна получила удовольствие и, кажется, строгий выговор.
Фокус сегодняшней ситуации в том, что есть причины, по которым нынешний губернаторский цикл крайне важен как для простых горожан, так и для региональных политиков, но ещё важнее город может оказаться для политиков федеральных и лично Путина.
Именно поэтому вопрос главного кандидата до сих пор окончательно не решён.
А есть варианты?
Вариантов тем меньше, чем ближе выборы. Однако надежды на то, что Путин использует свой визит для публичных и очень важных заявлений – нет. Возможно, если бы врио не провалил выстраивание общественного диалога, не пропустил бы вопросы подготовки к снегопадам, не стал бы давать поводы для соревнования на наиболее убойный хэш-тег про Беглова, ситуация была бы иной.
А теперь Путину нужно решать: или спасать врио за счёт своей репутации, а лучше бы ему поправить свой личный рейтинг за счёт успехов врио, или менять главного кандидата. Менять быстро, решительно, пока есть время и запас терпения у простых горожан.
Развилка может оказаться парадоксальной.
Простой вариант. Замена Беглова на человека, который не будет «путать педали», а будет двигаться строго по маршруту с заданной скоростью и без происшествий, не считая многократного переезда нескольких лежачих оппозиционеров, которые и нужны для страховки от превышения скорости.
Сложный вариант. Оставить Беглова, но снять, например, муниципальный фильтр или «дать команду» пропустить одного или нескольких оппозиционеров, а потом позволить им победить на выборах. Одновременно окончательно перекрыть все оставшиеся каналы подпитки бюджета города из бюджета федерального. Остальное предоставить воле случая. Если оппозиция не допустит слишком сильных просадок городского хозяйства – можно и орден дать. Просто это действительно будет подвиг. Если сорвётся – показательно покарать, посадить и наглядно объяснить оставшейся части России в чём именно заключается вред либерализма в любых его проявлениях. Беда в том, что ушлые оппозиционеры и либералы могут выкрутиться. И взяток не возьмут, и коммунальное хозяйство не разворуют, и бюджет не обнулят. Тогда выборы 2024 года для партии Путина могут стать, в отдельно взятом городе, провальными.
А всё могло уже сложиться.
Можно было и не забивать мозг всеми этими фантасмагорическими сценариями. Если бы не одно обстоятельство – врио никак не может освоить педали.
Вадим Сафонов
P.S.
Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть,
Резкий поворот и косогор,
Чтобы не пришлось любимой плакать –
Крепче за баранку держись шофёр!