В этом году мне предоставилась великолепная возможность провести новогодние каникулы, не лежа за столом, а в увлекательной и познавательной поездке. Основными точками маршрута были Великий Новгород, Крестцы и Боровичи. Про Новгород сказано много, Крестцам надо посвящать отдельный материал, а мое сегодняшнее повествование о Боровичах. Слабо самостоятельно найти на карте? Да, да, Новгородская область, севернее автомобильной и железной дороги между двумя столицами, на берегу реки Мста. С подсказками, конечно, найти можно. А что знаем о городе? Да фактически ничего. Мебель из Боровичей наверное достаточно разрекламирована и на этом точка.
А ведь городу просто несколько раз не повезло. Последний раз в 1944 году, когда решалось, какой город станет административным центром большого региона, отделяемого от Ленинградской области. Выбор пал на Новгород, хотя с точки зрения развития промышленности Боровичи были на несколько шагов впереди. До этого не повезло в середине 19 века, когда железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Москву, прошла мимо.
Железнодорожную ветку, соединившую Боровичи с основной магистралью, в итоге построили. В конце 19 века город стал крупным промышленным центром с множеством различных производств. Железная дорога была явно лучше, чем Мстинская водная система, благодаря которой, город развивался до этого. А вот железнодорожному вокзалу повезло. Он единственный деревянный вокзал, сохранившийся в России и не потерявший своей аутентичности. С пассажирским сообщением сейчас все сложно, но зато кино снимают.
О богатой истории Боровичей, Мстинской водной системе и перевозке по ней товаров, перестройке города во времена Екатерины Великой, создании в нем различных фабрик и мануфактур мы узнали при посещении местного краеведческого музея. Шикарная и с любовью созданная экспозиция, в которую постепенно включаются современные интерактивные элементы. Кстати, музей располагается в доме купца Матвея Яковлевича Шульгина. По его инициативе в Боровичах сооружается первый в России арочный мост, являющийся сейчас одним из символов города, да и других славных дел, за ним числится великое множество. Но и ему не повезло - при советской власти он закончил свои дни в нищете.
Вообще в Боровичах царит тихий, провинциальный ,и можно сказать, патриархальный дух. Наверное этому способствовало и способствует то, что в окрестностях города располагалось множество дворянских усадеб. Самая знаменитая из них связана с Александром Васильевичем Суворовым. Как его занесло в такую глушь? Да очень просто - сослали.
Суворово-Кончанское располагается севернее Боровичей. Приехав туда мы попали в настоящую зимнюю сказку. Музей, посвященный Италийскому походу, церковь, летний дом полководца - все прячется за заснеженными деревьями.
В этом доме Александр Васильевич ознакомился с приказом, о назначении командующим, для предстоящего похода против французской армии. «Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии…» писал Павел I.
Экскурсионное время пролетает незаметно. Мы возвращаемся для ужина в Боровичи. Рядом с рестораном и гостиницей Ткачи, в которой мы провели предыдущую ночь, установлен своеобразный памятник швейной машинке. Ранее на этом месте располагалась швейная фабрика Большевичка, но и ей не повезло.
Вот и все, что хотелось рассказать о поездке в Боровичи. Не претендую на полноту рассказа о нашем экскурсионном дне и уж тем более об истории и современном состоянии Боровичей.
Спасибо, что дочитали материал до конца. Поддержите начинания автора лайком. Буду признателен за подписку на мой канал. До новых встреч.