Кто научил европейцев мыть руки
Современные жители цивилизованных стран не представляют существования без мыла, шампуня, стирального порошка. О том, что руки нужно мыть, знают даже дошкольники. Нам кажется, что так было всегда.
Оказывается, нет: ещё в ХІХ веке, когда в Германии уже проложили первую железную дорогу, в Англии функционировали мануфактуры, а дворяне носили на себе бриллианты и золото едва не килограммами, никто не имел привычки к регулярному мытью рук.
С чего всё началось
В 1846 году в центральном венском роддоме получил место выпускник Венского университета по специальности «хирургия и акушерство» Игнац Филлип Земмельвейц.
В то время здесь было два отделения: в одном родовспоможение оказывали женщины, акушерки, в другом – мужчины, студенты-хирурги. В первом смертность рожениц от послеродового сепсиса колебалась в пределах 2-7%, во втором доходила до 30%. Почему? Неужели полуграмотные акушерки знали какие-то особенные секреты?
Как личная трагедия стала фундаментом открытия
В 1847 году близкий друг Земмельвейца Якоб Коллечка погиб он сепсиса, порезав руку при вскрытии трупа женщины, умершей от «родильной горячки». Игнац догадался, что заражение произошло через рану – в то время медикам уже было известно о такой возможности.
Также он знал, что врачи второго отделения одновременно работают и в хирургии, и в прозекторской – зале вскрытий. Часто в один и тот же день.
Поскольку матка роженицы представляет собой сплошную открытую рану, Земмельвейц предположил, что именно этим путём и внедряется инфекция: с грязных рук врачей. Акушерки же работали только в родильном, потому в их отделении смертность была ниже.
Руки мой перед родильной!
Следуя своей гипотезе, Игнац Земмельвейц немедленно обязал весь персонал при входе в родовой зал мыть руки в растворе хлорки. Результат не заставил себя ждать: случаи послеродового сепсиса в первом отделении стали происходить не реже, чем во втором.
Следующим нововведением стало внедрение регулярной стирки белья рожениц – до этого несколько женщин могли лечь в одну постель, испачканную кровью.И, наконец, рожениц изолировали от гинекологических больных.
Опережая время
Увы, общество оказалось слишком молодо, чтобы признать открытие Земмельвейца. Над его докладами потешались, высмеивали в медицинских журналах, уволили с работы. Доведённый до отчаяния, гениальный врач трагически погиб в клинике для душевно больных, куда его упекли заботливые , не желавшие регулярно мыть руки.