На самом деле наша самооценка слабо связана с внешними обстоятельствами жизни. Она лишь является отражением наших мыслей и интерпретирует нас и окружающих. Таким образом, человек, который со стороны выглядит очень успешным и харизматичным, может чувствовать себя на публике абсолютно неуверенно. И наоборот, совершенно неприглядный с виду человек с более скромными данными может чувствовать себя превосходно в такой же ситуации.
Есть два типа проблем с самооценкой: первый - ситуационная проблема. "Я уверен в себе как профессионал, но сомневаюсь в своих родительских способностях. Эту проблему можно решить с помощью реалистичной оценки себя и здорового отношения к ошибкам и критике.
Второй тип - характерологические проблемы. Это те наши убеждения, которые формируются на всю жизнь, начиная с самого детства. В этом случае нужно погружаться глубже и разбираться со своими негативными убеждениями.
Второй тип тесно связан с понятием самокритики. Некоторые психологи наделяют это понятие личностными характеристиками, называя это понятие патологическим критиком или мрачным ребенком. Не стоит пугаться таких депрессивных, на первый взгляд, определений, поскольку это всего лишь метафоры наших негативных убеждений -такой прием персонализации, который помогает дистанцироваться от своего внутреннего негативного голоса, ведь гораздо легче бороться с чем-то внешним, чем с внутренним. Можно давать ему имена, например, «мистер-несовершенство», или даже имя человека, который вас много критикует.
Как формируются негативные убеждения? Формально, уже в первый год жизни, ребенку критически важно одобрение или неодобрение родителей, нас хвалят за правильное в понимании взрослых поведение и ругают за неправильное. И если в этих наказательных актах (неодобрения, отторжения) со стороны родителей много, то у ребенка может сформироваться чувство, что с ним что-то не так.
Традиционно выделяют 5 факторов, влияющих на это состояние. 1. Насколько личные потребности или предпочтения возводились в моральный императив. Например, когда папе хочется тишины, ребенка ругают за то, что он шумит. Или вопрос оценок. Всем нам знакома эта фраза: "меня за эту оценку родители убьют".
2. Насколько родители разделяли ваше поведение и личность. Если прислушаться, то можно заметить, что разные родители ругают своих детей по-разному. В ситуации, когда ребенок сделал что-то неправильное в понимании родителей, один родитель скажет "какой ты плохой, непослушный, глупый", другой скажет "так нельзя, это опасно" и т.д. И ребенок, которому говорят, что он плохой, когда он сделал что-то неправильное, гораздо хуже чувствует разницу между тем, кем он является и что он делает.
3. Частота наказаний. Есть такое правило - правило пропаганды: люди поверят в любую ложь, нужно лишь достаточно раз ее проговорить. Это правило реально применимо к ребенку. Если он постоянно слышит, какой он бестолковый, в какой-то момент он начинает в это верить.
4. Последовательность наказаний. Если родитель запрещает что-либо, ребенок постепенно усваивает это. Но если один что-то запрещает, а другой - разрешает, либо сами родители делают то что запрещают, ребенок запутывается и может прийти к заключению , что проблема не в том, что он делает, а в нем самом.
5. Как часто наказания были связаны с гневом родителей. Ребенок может вынести определенное количество критики, но если наказания часто связаны с гневом родителя, который после сопровождается угрозами или отторжением, то у ребенка откладывается страх отторжения.
Есть множество вариантов работы со своей уже зрелой самооценкой. Приведу лишь один из них в качестве примера.
Понаблюдайте за своим внутренним негативным голосом. Записывайте все его реплики. Вы удивитесь, как много у вас формируется негативных мыслей в течение дня, которые запрещают удовлетворять ваши потребности (потребность чувствовать себя достойным, быть принятым, достигать и т.д.).
Прислушайтесь к вашему критику, ведь он устанавливает вам высокие стандарты. И если вы начнете соответствовать этим вашим внутренним стандартам, начнете хорошо себя чувствовать. Также он помогает вам избегать чувства социальной тревожности. Подумайте, какую цену вы платите за самокритику: какие возможности вы себе ограничиваете? Стоит ли оно того?