Как не повторить их судьбу? Очень просто!
Недавно в республике Башкирия произошла неприятная история: местный турагент собрала с клиентов 3 миллиона рублей, но не забронировала им туры, а присвоила деньги себе. Причем некоторые из ее жертв узнали только в аэропорту, что никуда не полетят. Оправдываясь, последовательница Остапа Бендера заявила, что «сняла клиентов с рейса из-за неблагоприятной обстановки в стране прилета». Деньги она вернула не полностью. Естественно, клиенты подали в суд и выиграли, а женщину приговорили к четырем годам условно.
Мне лично совершенно непонятно, на что человек рассчитывал. Даже при хитро составленном договоре ее действия признали бы мошенничеством, а сам договор – противоречащим закону и, следовательно, недействительным.
Тем не менее, подобные ситуации время от времени случаются. Возможно, не с такой откровенной наглостью и глупостью, но случаи мошенничества происходят регулярно. Как же обезопасить себя?
1) Во-первых, читайте договор. Звучит банально, и я прекрасно знаю, что никто их читать не любит. Среди моих клиентов читали единицы. Как правило, текст в них однотипный, а вся информация, касающаяся конкретного тура, выносится в приложения. Однако и в самом тексте договора есть принципиальные моменты. Даже если читать вам лень и вы доверяете своему агенту, хотя бы пробегите текст глазами. Вы сможете сразу задать вопросы о непонятных пунктах и сэкономить время и нервы в будущем.
Приведу такой спорный пример. Турагенты часто вносят в договор пункт, согласно которому они удерживают комиссию за свою работу, если вы отказываетесь от тура (по любой причине). Они могут от этого отказаться, чтобы сохранить с вами хорошие отношения. А иногда (ОЧЕНЬ редко) могут даже доплатить из своего кармана сумму, которую удержал туроператор. И это тоже делается для репутации. Но клиентам, дальнейшая работа с которыми не несет очевидной выгоды, комиссию могут не вернуть. Правда, суд тут может с агентом не согласиться.
2) Если это возможно, проследите, чтобы турагент забронировал тур при вас. Не нужно лезть к нему в монитор, однако дождитесь, чтобы он хотя бы на словах подтвердил, что бронь отправлена туроператору. Он должен это сделать сразу после того, как вы подпишете договор и расплатитесь. Отговорок быть не может. Если вам говорят, что сначала нужно внести деньги на счет – это неправда.
На самом деле агенту самому выгоднее забронировать тур как можно скорее, ведь цена в любой момент может вырасти, а места в отеле – закончиться. Однако самые предприимчивые иногда выжидают, не упадет ли цена (если, например, назавтра снижается курс доллара), и тогда турист рискует остаться без тура.
И еще момент: в этом деле не стоит торопиться, ведь от правильного заполнения брони зависит ваша поездка. Поэтому выделите побольше времени на покупку.
3) Даже если у вас не было возможности проследить, завел ли агент бронь (при онлайн бронировании, например), вот вам главный способ, чтобы узнать, что вас не обманули. На сайтах туроператоров есть такая функция, как «проверить свой тур» или личный кабинет, в котором отображается информация о вашей путевке. Там вы сможете проверить, существует ли ваша бронь, а также отслеживать изменения рейсов.
Для использования этой функции вам нужно узнать у турагента номер вашей заявки. Этот номер становится известен сразу после завершения бронирования. Агенты редко его говорят по собственной инициативе, однако по запросу они обязаны вам его сообщить.
Если с вами все же произошла такая же история, как с туристами из Башкирии, вам остается без сомнений обращаться в суд. Ждать компенсаций и следующего отпуска. Но ведь избежать этой ситуации было гораздо проще, правда?
Фото: Pixabay