Найти тему
JAMnews

В Азербайджане участникам митинга звонят из полиции, «чтобы уточнить номер и адрес»

Необычно масштабная проверка - несколько тысяч человек

Участники митинга оппозиции в защиту политических заключенных, который состоялся 19 января в Баку, жалуются, что ими заинтересовалась полиция. Их стали под разными предлогами приглашать в полицейские участки. Некоторым задали несколько вопросов по телефону. Вопросы касались в основном паспортных данных — уточнялись имя и фамилия, адрес и телефон. У некоторых спрашивали о роде занятий и партийности. Звонили из локальных полицейских участков по месту жительства, а не из какого-то особого отдела.

Что необычного в этой ситуации?

Нет ничего удивительного в том, что азербайджанская полиция интересуется участниками протестного движения. Но сейчас этот интерес приобрел необычную массовость и необычную точность — позвонили не только известным активистам, но и журналистам, и фотографам, и людям, которые в первый раз были на митинге, и вообще попали туда случайно. На митинге было не меньше семи тысяч человек.

Все о митинге оппозиции 19 января

Митинг оппозиции 19 января стал последним звеном в цепи протестов, «запущенных» голодовкой осужденного блогера Мехмана Гусейнова в тюрьме. 17 января в дело вмешался парламент Евросоюза, потребовав немедленно освободить всех политзаключенных в Азербайджане. 21 января Мехман Гусейнов обратился к президенту с просьбой расследовать его дело справедливо (ему было предъявлено новое обвинение за два месяца до окончания срока). В тот же день дело было прекращено.

Полицейские чаще всего отрицали, что звонки и вызовы имеют отношение к митингу, объясняя интерес к человеку «проблемами с телефонным номером» или другой «проверкой».

Об одной из таких бесед рассказал журналист Рамин Деко. В его случае был напрямую задан вопрос о митинге:

«Сегодня мне позвонил участковый того района, где я прописан. Спросил, участвовал ли я в митинге 19 января. Я сказал, что участвовал и, не дожидаясь, пока он поинтересуется причиной, добавил, мол, митинг был разрешенным, и я присутствовал на нем в качестве журналиста. Он перестал расспрашивать о митинге, спросил, где я живу, и попрощался. Такое происходит в первый раз».

Комментарии из Facebook:

«Звонят не только журналистам. Всем подряд, кто поблизости находился или мимо проходил»;

«Даже бабушке моей позвонили».

В соцсетях строят догадки, как полиция определила, кто был на митинге.

Официальные лица эту ситуацию никак не прокомментировали.