Найти тему
Смерть нам к лицу

Федор Сологуб – певец смерти

О смерть! Я — твой. Повсюду вижу
Одну тебя, — и ненавижу
Очарования земли.

Филолог-славист, профессор Мюнхенского и Венского университетов Оге Ханзен-Леве охарактеризовал поэтическое наследие русского поэта-символиста Фёдора Сологуба (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тете́рников) как танато-поэзию, то есть поэзию смерти.

Что такое танато? По-гречески thanatos (Θάνατος)это смерть. Так называют и древнегреческого бога смерти – сына богини Нюкты (олицетворение ночной темноты) и Эреба (вечный мрак).

Борьба Геракла с богом смерти Танатосом за тело Алкестиды, 1871, художник Фредерик Лейтон
Борьба Геракла с богом смерти Танатосом за тело Алкестиды, 1871, художник Фредерик Лейтон

Сологуб один из наиболее значительных русских поэтов-символистов, поэзия которого открывает "внутренний мир личности, которая отъединена от мира, не верит в целесообразность истории, видит нелепость и абсурдность всех человеческих целеполаганий и в то же время тонко чувствует многогранность жизни, верит в бессмертие души (иногда отрицает и это), ценит добрые, милосердные духовные движения человека к человеку, так как законы жизни грубы и жестоки" (С. Кузьмина). Мотив смерти – один из центральных в его поэзии, он проходит через все творчество Сологуба и становится устойчивым.

И цвет очей его увял,
И радость жизни улетела,
И тяжкий холод оковал
Его стремительное тело.

И тает жизнь его, как дым.
В тоске бездейственно-унылой
Живёт он, бледный нелюдим,
И только ждёт он смерти милой.


Стоит отметить, что и для прозы Сологубы характерны танатологические концовки: значительная часть его рассказов оканчивается смертью кого-либо из героев – самоубийством ("Голодный блеск", 1907), убийством ("Рождественский мальчик", 1905) или фантастическими смертями ("Смерть по объявлению", 1907).

-3

Суицидальные мотивы творчества Сологуба объясняются его пониманием смерти как блаженного избавления от тягот обычной земной жизни. Лирический герой поэзии Сологуба смерти не боится, а в какой-то степени даже призывает ее.

Себе я покупаю смерть,
Как покупают апельсины.
Вон там, во глубине долины,
Моя уже таится смерть.
Желта, худа она, как жердь,
И вся из малярийной глины, —
Покорно выбираю смерть,
Как выбирают апельсины.

Смерть становится для героя блаженной, желанной, "подругой":

Подруга смерть, не замедляй,
Разрушь порочную природу,
И мне опять мою свободу
Для созидания отдай.

Откуда вообще могут возникнуть подобные идеи? Вполне вероятно, они восходят к традиционному для символистов пониманию мира, который необходимо преобразить искусством, красотой и самой волей художника. В определенный момент у поэта может возникнуть представление о "дьявольском" мире, который не получается преобразить. Здесь может быть один выход – уйти из этого мира в иной – созданный своей фантазией. Так смерть, дающая свободу от тягот жизни, становится "блаженной".

Интересно мнение современников о танатологических мотивах Сологуба. Вот, например, что написал младосимволист Андрей Белый в критическом обозрении сборника рассказов "Истлевающие личины":

Он певец смерти: но он воспевает смерть всею нежностью молитвы, всем жаром страсти; он говорит о смерти, как страстно влюбленный о возлюбленной. И в то же время его нельзя назвать демонистом, потому что в нем грусть примирения со смертью; мудрым шепотом своим он точно повествует о всепрощении и смирении перед тайной небытия, перед ее алтарем возжигает красный огонь свободы.

Более критично отозвался о Сологубе Николай Гумилев:

Сила Сологуба, как поэта, в том, что он был и остался единственным последовательным декадентом. Все, ранящее больное сознание, удалено из его стихов; его образы минутны и исчезают, оставляя после себя чуть слышную мелодию, может быть, только аромат. Для этого он изображает вещи не такими, какими их видит, и больше всего любит «то, чего на свете нет». Его муза — «ангел снов невиденных на путях неиденных», который, как рыцарский щит с гербом, держит в руках «книгу непрочтенную с тайной запрещенною». И, конечно, больше всего он говорит о смерти, этот, очевидно ни разу не умиравший, хотя любящий утверждать противное, великий поэт-мистификатор
7 декабря 1927 г. Смоленское кладбище. Похороны Сологуба.
7 декабря 1927 г. Смоленское кладбище. Похороны Сологуба.

Умер Федор Сологуб, певец смерти, от продолжительной болезни 5 декабря 1927 года в Ленинграде. Остается надеяться, что в смерти он действительно нашел упокоение от тягот земной жизни.